Центр «Трансперенси Интернешнл – Россия» в Екатеринбурге изучил почти четыре тысячи госконтрактов, заключенных в 2017 году по актам президента и правительства. Мы выяснили, как дорогостоящие госконтракты раздают единственным поставщикам, которых назначают президент и правительство России. Оказалось, что в 2017 году президент и правительство сделали неконкурентными госконтракты на 418 млрд рублей, причем основная доля контрактов досталась либо связанным с властью подрядчикам, либо компаниям, близким к первым лицам государства. При этом почти 400 млрд рублей пришлось на 499 контрактов с начальной ценой более 30 млн рублей. Их распределили между 112 подрядчиками, из которых 81 полностью или частично принадлежат федеральным органам исполнительной власти.
Еще 31 подрядчик, получивший госконтракты по назначению президента и правительства, принадлежит физическим лицам и частным организациям, среди которых — это АО «Крокус Интернешнл», ООО «Стройгазмонтаж», ООО «Спорттовары Боско», ООО «Дружба народов», АО «ОЗК», адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» и другие.
При назначении единственного поставщика по инициативе президента или правительства существует две основные проблемы. Во-первых, это неэффективное использование денег при определении в качестве единственных исполнителей структур, подведомственных органам исполнительной власти. Во-вторых, можно предположить, что единственными исполнителями компании и организации зачастую назначают на основании наличия субъективных критериев.
Например, Федеральная таможенная служба заключила без конкурса 10 контрактов на реконструкцию пограничных и контрольно-пропускных пунктов в Кыргызстане на общую сумму 3 154 391 750 рублей. Контракты заключались с АО «Крокус Интернешнл» бизнесмена Араса Агаларова. При этом до 2018 года работу таможни курировал первый вице-премьер Игорь Шувалов, которого СМИ называли другом Агаларова. Можно предположить, что «Крокус Интернешнл» выбран единственным поставщиком не случайно.
Из проведенного нами исследования становится понятно, что зачастую закупки у единственного поставщика ничем не обоснованы. Это позволяет президенту и правительству определять поставщика в любых сферах закупок без каких-либо ограничений, и подрядчиками часто назначаются субъекты, учреждаемые или контролируемые государством. Поэтому в марте мы обратимся к субъектам законодательной инициативы, чтобы исключить из закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) пункт 2 части 1 статьи 93, который и позволяет президенту и правительству неограниченно вмешиваться в работу системы госзакупок.
Прочитать материал полностью можно здесь.