Компания из Барнаула создала кассу самообслуживания, которая может заменить американский аналог
Барнаульская группа компаний «Ритейл Сервис» разработала кассу самообслуживания, которая может функционировать без оператора. Аппарат предназначен для торговых сетей и стоит на 30% дешевле зарубежных аналогов.
Именно из-за высокой стоимости партнеры «Ритейл Сервиса» несколько лет назад отказались от таких терминалов, привезенных из-за рубежа. По словам гендиректора группы Павла Старцева, в России пока нет налаженного производства подобного оборудования.
Задача касс самообслуживания — разгрузить кассиров и позволить людям с небольшим числом покупок быстрее пройти очередь.
«Ритейл Сервис» в 2014 году реализовывал проект по установке таких касс от американской компании NCR в торговой сети «Улыбка радуги» (Санкт-Петербург). Там работало три-четыре аппарата, но в итоге компания отказалась от них.
Алексей Шишкин,
управляющий директор компании Artix (входит в группу «Ритейл Сервис»):
— От наших партнеров мы не раз слышали, что если бы касса была подешевле, то и интереса к ней было бы больше — срок окупаемости стал бы более реальным. Зарплаты кассира в России довольно низкие, поэтому только за счет оптимизации штата вернуть затраты на это оборудование сложно. Рынок требует кассу, которая по функциональности была бы не хуже зарубежных аппаратов, но с более доступной ценой.
На разработку собственной кассы у «Ритейл Сервиса» ушло два года. Специалисты компании создали программное обеспечение, управляющую электронику и корпус терминала. Комплектующие (кроме корпуса) закупаются из-за рубежа.
Касса NCR в России стоит $25-30 тыс., рассказал Павел Старцев. У «Ритейл Сервиса» будет дешевле примерно на 30%. Терминалы только с безналичным расчетом обойдутся еще дешевле на $6-10 тыс. долларов (модуль для приема кэша — дорогой элемент).
С кассами самообслуживания эффективность работы кассиров магазина может вырасти на 20%, говорит Алексей Шишкин.
— Небольшой считается покупка до 15 товаров. Если в обычную неделю (не праздничную, не предпраздничную) доля таких покупок достигает 40%, то имеет смысл ставить кассы самообслуживания. Например, в магазинах рядом с вузами, где большая часть покупателей — студенты. Если наплыв покупателей наблюдается в основном в обеденное время, то кассы тоже могут скорректировать нагрузку на операторов. Еще одно применение — в вечернее и ночное время, когда покупателей мало, можно обойтись совсем без кассира. В гипермаркетах, где люди в основном идут с большими тележками, эффективность будет ниже.
По словам Шишкина, окупить затраты на терминалы можно при их правильном использовании. Возврат инвестиций происходит за счет экономии на зарплате кассиров, увеличении товарооборота.
— Когда в магазине час пик, в торговых залах почти никого нет. Поэтому товар вовремя не выкладывают на полки, и покупатель не может его взять. Если освободить кассиров, у них будет больше времени на работу в зале. Товарооборот может вырасти на 1-1,5% — это значительная цифра. Срок окупаемости проекта за счет перечисленных факторов составит 3-5 лет. Причем чтобы увидеть экономический эффект, нужно внедрять кассы самообслуживания в нескольких магазинах. Если они будут стоять только в одном, то это работа исключительно на имидж.
До конца 2017 года «Ритейл Сервис» планирует реализовать пилотные проекты в сетях «Улыбка радуги» (Санкт-Петербург) и барнаульских магазинах «Холидей». Также возможна установка терминалов в сети «Мария-Ра» в 2018 году.
По мнению Павла Старцева, кассы самообслуживания могут найти свою нишу в России, ведь в Европе и США они активно эксплуатируются и установлены во многих местах. Он подчеркивает, что их использование не означает отказ от обычных касс.
Если аппараты станут востребованы, то «Ритейл Сервис» организует их производство в Барнауле.

Очередная корпоративная новости с намеком на рекламу, которая намекает кассирам, что скоро будут сокращения. Люди останутся без работы.
precedent и сюда притащил корпоративный спам.