(монстр на гульбище чудовищ) «Ненаучная фантастика»: Историки о сериалах «Демон революции» и «Троцкий»

отметили
17
человек
в архиве
Насколько соответствуют реальным событиям два новых российских исторических сериала о революции 1917-го, поставленные Владимиром Хотиненко и Александром Коттом? 10 ноября 2017
 
источник: cdn.vdmsti.ru
 

К 100-летию революции на отечественном телевидении одновременно вышли два новых исторических сериала — «Троцкий» и «Демон революции». КиноПоиск поговорил с российскими историками и выяснил, насколько эти постановки Владимира Хотиненко и Александра Котта соответствуют реальным событиям.

«Ощущение умышленного троллинга»Илья Будрайтскис, историк, публицист, бывший научный сотрудник историко-мемориального музея «Пресня»:

— Очевидно, что и тот, и другой сериал соответствуют некой линии в отношении революции, которая является частью официальной исторической политики. Эта линия состоит в криминализации самой революции как явления и определяет содержание обоих сериалов. Революция здесь предстает как результат соединения дурных человеческих амбиций (жажды власти, эгоизма, похоти и т. п.) и козней внешних врагов, которые эти амбиции поддерживают, используя их для разрушения Российского государства — своего противника в войне. Пресловутая тема немецких денег составляет, естественно, ядро этого нехитрого сюжета.

Сама эта тема немецких денег совсем не свежая. Впервые она, как известно, предъявлялась Временным правительством летом 1917 года как главное обвинение большевикам, но с тех пор каких-то доказательств такого финансирования, а тем более того, что именно эти деньги решили судьбу революции, так и не появилось. Напротив, есть масса убедительных опровержений такого упрощения событий.

Если касаться того, что конкретно в каждом сериале не соответствует действительности, то таких несоответствий очень много. Главная проблема в том, что все эти мотивы объясняются через психологизацию персонажей. Их политические дискуссии полностью исключаются из нарратива этих сериалов, и на это место в качестве единственного объяснения выставляются личностные черты героев. Например, для Троцкого это маниакальная жажда власти, которая руководит его действиями.

«Демон революции»

Незнание материала иногда настолько вопиющее, что создает ощущение умышленного троллинга. Так, в «Демоне революции» Ленин встречается с Парвусом в опере, где слушает Вагнера и плачет. Наклоняясь к Парвусу, он произносит известную фразу о «нечеловеческой музыке, слушая которую хочется гладить по головкам». Хотя каждому советскому школьнику было известно, что эту фразу, приписываемую Горьким Ленину, последний произнес о музыке Бетховена. В «Троцком» Плеханов говорит о невозможности революции в России уже в 1902 году, что выглядит полной противоположностью его действительным взглядам. В это же время молодой Троцкий соблазняет аполитичную аристократическую красавицу Наталью Седову. На самом деле Седова на момент их знакомства была вполне убежденной социал-демократкой и, конечно, не принадлежала к высшему свету. Посещение лекции Фрейда в 1902 году так же нереально. Троцкий встречает его учеников в Вене в период своей второй эмиграции, после революции 1905 года.

Верхом абсурда выглядит газета «Искра» с большой фотографией Троцкого, которую читает скучающий полицейский, охраняющий дилижанс, ставший жертвой ограбления во главе со Сталиным. Во-первых, русские социал-демократы были подпольщиками и постоянно использовали поддельные документы. Они не позировали газетам и совсем не случайно свои статьи подписывали псевдонимами. Полицейские не читали на службе запрещенную прессу (удивительно, но факт). И, наконец, Сталин лично не участвовал в ограблениях, в так называемых «эксах». И этот абсурд творится всего лишь на протяжении одной серии! Так что разбирать полностью оба сериала на предмет исторической достоверности было бы очень утомительно.

И, главное, оба этих сериала лживы не столько потому, что в них безбожно искажаются общеизвестные факты, но потому, что в их основе лежит антиисторическая концепция, согласно которой революции происходят лишь благодаря иностранным деньгам и честолюбивым маньякам. Могу допустить, что Эрнст или Хотиненко реально в это верят. Но это говорит гораздо больше о духе нашего времени, чем о великих и трагических событиях столетней давности.

«Зрителям незаметно, а историков раздражает»Константин Тарасов, научный сотрудник отдела истории революций и общественного движения России, Санкт-Петербургский институт истории РАН:

— Ошибки и неточности устанешь перечислять. Самое главное для обоих сериалов, что лежит в их центре и вокруг чего строится повествование (то есть деньги Парвуса для большевиков), — это фейк. За сто лет самым активным сторонникам этой версии так и не удалось найти ни одного достоверного свидетельства, указывающего на это. Серьезные историки доказали, что большинство обвинений сфальсифицировано позднее. Это главное, что делает эти сериалы по определению далекими от современного научного знания. В остальном ряд глупейших ляпов, связанных с предметами того времени, о котором идет речь. Форма солдат в «Троцком», эмигрантская газета 1920—1930-х в «Демоне» (в одной из сцен Парвус держит в руках номер газеты «Руль», которая появилась только в 1920-м — Прим. КиноПоиск) и тому подобное, что массовому зрителю незаметно, а историков раздражает.

Я бы сказал, что весь «Троцкий» грешит встречами, которых быть не могло. Он и со Столыпиным беседует, и с Керенским. Кроме того, революционное движение выглядит как-то совершенно нелепо (может, конечно, массовки не хватало). Но, скорее всего, авторы «Троцкого» вдохновлялись современным протестным движением, нежели историческими материалами хотя бы хроники. По мнению авторов обоих сериалов, революциями управляют какие-то темные личности, этакие пиар-технологи. Фактически о причинах недовольства, развития революционного движения там не говорится.

«Троцкий»

В «Троцком» почти все персонажи карикатуризированы. Чего стоит Стычкин, который играет Ленина. Сам главный герой — какой-то одержимый одиночка. Хотя у Троцкого в 1917-м была своя партия, довольно влиятельная — для столицы, по крайней мере. Кто-то из продюсеров сериала сказал, что он рок-звезда революции. Вот к этому образу они, вероятно, и склоняются. Про «Демона» еще сложно что-то сказать. Но Ленин у Миронова получился не топорным. Мне скорее пока нравится. По крайней мере не вызывает такого отторжения, как сексуально озабоченный Троцкий.

«Бондарчук сыграл самого себя»Александр Резник, кандидат исторических наук, преподаватель Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге; составитель сборника «Л. Д. Троцкий: pro et contra, антология» (2016), автор книги «Троцкий и товарищи: Левая оппозиция и политическая культура РКП(б), 1923—1924» (2017):

— Мои вопросы к сериалу «Троцкий» больше профессиональные и концептуальные, чем узко фактические и эстетические. Да, во многих отношениях это бездарная халтура, но поражает претенциозность и пафос ее творцов. За последние сто лет сформировалось множество мифов о Троцком. Мифология была и позитивная, но чаще негативная. Что мы видим в «Троцком»? Авторы просто берут самые бредовые мифы и без критической рефлексии вываливают адскую смесь на зрителя. Они в каждом из случаев произвольно меняют акценты, выдумывают невозможные диалоги, искажают язык повествования, потому что, собственно, они не понимают языка той эпохи, то, как разговаривали все эти люди и как говорил Троцкий, почему он пользовался популярностью как блестящий оратор и публицист. Получается какая-то дичь, сопоставимая с белогвардейскими и сталинистскими агитками.

Все претензии на звание исторического фильма просто смехотворны. Авторы сериала путают историю с идеологией. В их представлении революция и Троцкий в отдельности — это тупо про манипуляцию людьми. Люди — бараны, пешки. А политики — суетливые циничные негодяи. Очень злободневно! Проблема, однако, что Троцкий возглавил социальную революцию, массовое народное движение против властвующих элит. Как это объясняют авторы сериала? Троцкий просто впаривал людям лажу, разжигал низменные страсти. Да, он руководствовался идеями, высокими идеалами, как и любой фанатик, но в действительности ему плевать на всех: «Революция — это я!» Апофеозом такого взгляда служит сцена, где он в аффекте отправляет на верную смерть искренне преданного ему выходца из народа, матроса Маркина. То есть Троцкий сознательно приносит в жертву даже близких ему людей, дабы удовлетворить свою жажду власти, а потом оправдываться перед журналистом-сталинистом.

«Троцкий»

«Демон революции» устроен немного более сложно, но только на фоне «Троцкого». Громкая претензия на достоверность присутствует, но в принципе авторы работают менее топорно, не стремятся переврать по максимуму. Идеология та же: политика и революция — это когда аморальные дельцы раскачивают лодку с помощью революционеров. Конспирологическая теория о тесном взаимодействии Ленина с Парвусом достаточно авторитетна (по крайней мере среди адептов теории заговора). В реальности Ленин не хотел иметь никаких дел с Парвусом. И этот проезд через территорию Германии в пломбированном вагоне был организован уже без участия «купца революции», что бы там ни выдумывали конспирологи. Пытался ли Парвус использовать всю эту ситуацию для личного обогащения или нет — его мотивы нам до конца неизвестны.

Но даже игра Миронова более реалистичная, в отличие от Хабенского, который своего персонажа просто не понимает, поэтому его игра насквозь фальшивая. Бондарчуксыграл скорее самого себя, а не Парвуса. Миронов стремится показать какие-то внутренние противоречия Ленина, в итоге получилось более живо, но едва ли глубоко. Ленин и Парвус в «Троцком» — это просто карикатура, издевка. Представления о «грязной политике» прошлого они черпают из настоящего, будучи не способны осмыслить историческую дистанцию.

«Картонки вместо полноценных образов»Павел Кудюкин, историк, политолог:

— «Троцкий» — это совершенно ненаучная фантастика. Например, Керенский в мае 1917 года изображен с опережением графика на два месяца как министр-председатель Временного правительства. При этом он говорит о своих товарищах по Петроградскому совету, членом президиума которого он, между прочим, был, как о придурках, которые пляшут под дудку Ленина.

Замечательна сцена демонстрации в октябре 1905 года, когда несут лозунги, которых в 1905 году не было. Например, «Вся власть Советам» — лозунг 1917 года. В сериале он к тому же написан по современной орфографии. Авторы фантастически невежественны в истории, и такое впечатление, что принципиально не хотят ее знать, потому что у них другие задачи, чисто идеологические — максимально внедрить в общественное сознание конспирологическую теорию политики вообще и революции в частности. Революция — результат заговоров и действий внешних сил. Отсюда, например, появление некоего германского разведчика, который аж в 1902 году знает, что будет мировая война и что нужно найти людей, которые развалят Российскую империю.

«Троцкий»

Конечно, это укладывается в генеральную линию официальной пропаганды против любых изменений, особенно изменений, которые пойдут, не дай Бог, снизу, а не сверху. Мне очень жаль создателей фильма, потому что из-за этой порочной концепции и не менее порочной установки на то, что «пипл хавает», они не воспользовались блестящими художественными возможностями, которые дает личность и деятельность Троцкого. Фигура была незаурядная, весьма сложная, во многом неприятная, но действительно было возможно создать художественный шедевр, а они создали халтуру. Талантливые актеры выставляют какие-то картонки вместо полноценных образов. Пожалуй, единственный, кто действительно играет неплохо, — это Сутуловав образе Натальи Ивановны Седовой. Единственный живой образ во всем сериале.

«Получилось что-то вроде „300 спартанцев“»Алексей Гусев, историк:

— Уже по первым двум сериям можно сформулировать общее впечатление о «Демоне революции». Роль Парвуса там, конечно, в значительной степени искажена, несмотря на то что его довольно обаятельно играет Бондарчук.

Всем известно, какую позицию Парвус занял после начала Первой мировой войны. Он однозначно выступил в поддержку Германии. Причем мотивировал это тем, что только таким образом можно дестабилизировать ситуацию внутри царской России, потому что царизм является самой главной угрозой прогрессивным силам в Европе и в самой России. Главная задача — его уничтожить, а дальше уже мощное социал-демократическое движение Германии решит остальные проблемы.

«Демон революции»

Исходя из интересов русской революции он разработал свой известный меморандум, который представил в 1915 году германским властям с целью получить финансирование на материальную поддержку революционного процесса в России, и средства даже были выделены. Проблема уже в том, куда он эти средства тратил. Тому, что были какие-то крупные суммы переданы большевикам, нет никаких подтверждений. Обычно говорится о том, что он спонсировал большевиков через свою торговую фирму, которая закупала товары в Германии, затем эти товары через Швецию перевозились в Россию, продавались, и средства шли на финансирование большевиков. Но когда историки подняли всю эту коммерческую документацию, то выяснилось, что деньги шли не из-за рубежа в Россию, а наоборот, из России за рубеж.

Но в «Демоне революции» автор сценария — еще хотя бы Володарский (по словам продюсеров, он был автором первой версии — Прим. КиноПоиск). Он же писал сценарий для первого фильма «Троцкий» (1993). Это довольно известный сценарист и драматург. А «Троцкий» написан тем же человеком, который писал «Притяжение». Ну, и получилось что-то вроде «Линкольн: Охотник на вампиров» или «300 спартанцев» — одна стилистика. Например, этот бронепоезд, напоминающий гигантских слонов Ксеркса, сделанных на компьютере. Гражданская война здесь представлена в очень странном виде. Особенно та сцена, где они разрушают кладбище, крестами топят паровоз, потом расстреливают какую-то похоронную процессию — совершенный вымысел. Троцкого изображают как человека, который принес в жертву революции не только страну, но и семью, что совершенно не соответствует действительности.

«Троцкий»

Сложно вообще сказать, что там соответствует действительности. Возможно, это сцена, где Троцкий поднимает в атаку бойцов своего поезда и тем самым спасает ситуацию. Это реальный факт, такое было в августе 1918 года под Свияжском. Это описано в работах Ларисы Рейснер. Кстати, Лариса Рейснер изображена любовницей Троцкого, какой-то непонятной декаденткой. Вообще-то она тоже была революционеркой.

Что касается женщин в сериале в принципе. Касательно Натальи Седовой искажено все. Она показана как представительница богемы, не интересующаяся революцией, которая просто влюбилась в Троцкого и стала его женой. На самом деле она была революционеркой еще до встречи с Троцким. Она была членом группы Плеханова. Она и всю жизнь оставалась не просто женой — она активно занималась государственной деятельностью, участвовала в троцкистском движении, как, впрочем, и вся семья Троцкого, кроме Сергея. Даже после убийства Троцкого Седова продолжала играть важную роль в Четвертом Интернационале. Ее образ в сериале, конечно, не имеет отношения к реальности. Наталья Седова — человек, который погружен в политическую жизнь, в борьбу, а не просто поддерживает своего мужа.

Поведение Фриды Кало тоже достаточно вымышленное. Во-первых, тоже нет доказательств ее сексуального романа с Троцким, хотя в принципе это возможно. Но в этом фильме у нее одновременно роман с [убийцей Троцкого Фрэнком] Джексоном. Фигура Джексона вообще тоже очень странная. Никакого романа с Фридой у него, естественно, не было и не могло быть. И он внедрился к Троцкому не как журналист, пишущий о Троцком, и поклонник Сталина. Наоборот, изображал себя ярым троцкистом.

«Троцкий»

Александра Соколовская, первая жена Троцкого, тоже тут как будто брошенная мачо Троцким женщина. На самом деле она сама настраивала его на то, чтобы он бежал из ссылки. И потом они всю жизнь сохраняли дружеские отношения. Более того, она была активной политической последовательницей Троцкого до самого конца. Она возглавляла троцкистское подполье в Ленинграде.

Эпизод с Николаем Маркиным тоже, конечно, совершенно фантастический. Троцкий его посылает на смерть, потому что тот к нему слишком панибратски относился. Высосано из пальца. На самом деле Маркин — последователь Троцкого, его личный друг, а у Троцкого вообще было мало личных друзей. Маркин — один из наиболее близких к нему людей. Троцкий о нем очень много потом писал с огромной теплотой и даже взял себе псевдоним Маркин. А тут говорят, что он его убил.

«Эта ерунда понравилась бы черносотенцам»

Михаил Соколов, журналист, кандидат исторических наук:

— На мой взгляд, вышедший к юбилею революции телесериал «Троцкий» исподволь внушает российской публике, что всякая революция — это такое чудовищное зло, что октябрь 1917 года — дело рук иностранных разведок, циничных инородцев, жадных до власти уголовников, которыми манипулируют корыстные политтехнологи, каковых мы видим в нашей сегодняшней жизни. В общем, на мой взгляд, телевидение кормит массы очень ярким конспирологическим телепродуктом, качество которого вызывает у меня массу вопросов.

Я не могу обсуждать операторскую работу или какие-то художественные достоинства. Местами даже оператор, мне кажется, как неспециалисту, поработал неплохо. А вот относительно исторического контекста и диалогов я, как человек, все-таки имеющий кандидатскую степень по истории, могу кое-что сказать. К примеру, сюжет о том, что германская разведка является спонсором и организатором революции 1905 года, кроме как бредовым, назвать нельзя. Если уж обращаться к фактам, то кое-какие деньги некоторым революционным организациям национального в основном свойства — финнам и полякам — давали японцы. Но о существовании русско-японской войны, видимо, эти люди (авторы сериала — Прим. КиноПоиск) не осведомлены.

 

Все остальное примерно в том же ключе бреда, несоответствия тем образам, которые мы знаем, фотографиям, которые мы видим. Понимаете, когда на экране появляется Керенский с зализанными волосами, все начинают посмеиваться, поскольку у Александра Федоровича прическа была бобриком, и на всех фотографиях это видно. Июльская демонстрация 1917 года отнюдь не была матросским погромом, как это показывают. Это была демонстрация значительной части населения города с участием солдат. Сталин, говорящий Троцкому «Какая из тебя икона — ты еврей», наверно, в 1917 году был бы за такие слова исключен из большевистской партии, которая была интернационалистской. Корнилов, русский генерал и интеллектуал, говорящий Керенскому «Я вас поставлю к стенке», — это какая-то чушь собачья. В конце концов, доходим до концептуальной идеи авторов, что один еврей устроил революцию, став великим революционером с помощью другого еврея, Парвуса, а Ленин воспользовался результатами их трудов.

Наверное, вся эта ерунда — я очень мягко выражаюсь — очень бы понравилась тогдашним черносотенцам, многие из которых были явно умнее и образованнее тех, кто создавал этот сериал. Но и они, наверное, судя хотя бы по трудам Шульгина, понимали, что дело не только и не столько в инородцах и политтехнологах — тогда, правда, слова такого не было. А в том, в каком состоянии были социальные и политические отношения в русском обществе, каким ужасом была Первая мировая война и как мастерски этими проблемами, безусловно, воспользовались очень талантливые циничные интеллектуальные люди, такие как Ленин, Троцкий и многие их соратники, которых этот сериал показывает то ли жуликами, то ли уголовниками, то ли сексуальными маньяками.

Автор КиноПоиск
Добавил Barban Barban 12 Ноября 2017
проблема (3)
Комментарии участников:
Barban
+4
Barban, 12 Ноября 2017 , url

Смотрю «Троцкого» и плююсь сквозь хохот. Почти уверен, что сериалы произведут на публику противоположный эффект, планируемому постановщиками.

V.I.Baranov
-2
V.I.Baranov, 13 Ноября 2017 , url

Ну-ну! И получили бы на экране огромный пень, спиленный современной промышленной бензопилой, призванный символизировать общественный труд лесоруба в самом начале двадцатого века

oleg_ws
+3
oleg_ws, 12 Ноября 2017 , url

И, главное, оба этих сериала лживы не столько потому, что в них безбожно искажаются общеизвестные факты, но потому, что в их основе лежит антиисторическая концепция, согласно которой революции происходят лишь благодаря иностранным деньгам и честолюбивым маньякам. Могу допустить, что Эрнст или Хотиненко реально в это верят. Но это говорит гораздо больше о духе нашего времени, чем о великих и трагических событиях столетней давности

 Запомнился анонс от Киселева, который распространялся о «Демоне революции», который якобы построен полностью на точных исторических фактах. До этого относился к нему как-то вообще равнодушно — передач его не смотрел, тексты не читал. А тут такое...

Хотя бы такой вопрос к создателям. Если Ленин был якобы подкупленым Германией, был якобы их человеком, то зачем Германией понадобилось организовывать и вооружать против него различные силы? Как один из примеров — атаман Краснов.

В остальном ряд глупейших ляпов, связанных с предметами того времени, о котором идет речь. Форма солдат в «Троцком», эмигрантская газета 1920—1930-х в «Демоне» (в одной из сцен Парвус держит в руках номер газеты «Руль», которая появилась только в 1920-м

 Насмешили плакаты времен февральской революции, сплошняком украшенные пятиконечными звездами. такое впечателине, что ставила фильм команда иностарцев, находящаяся по воздействием своих штампов.

Лиман
0
Лиман, 12 Ноября 2017 , url

Все придумано до нас.  

Вспомните про уродов за океаном, которые сеют хаос.

vmizh
+1
vmizh, 12 Ноября 2017 , url

жанр — «фэйковый сериал»

oleg_ws
+2
oleg_ws, 13 Ноября 2017 , url

«война феков» — Ленин и Троцкий из «Троцкого» и «Демона Революции» свергают царя из «Матильды»  :)))

Barban
0
Barban, 13 Ноября 2017 , url

Власть своим молчанием на 100-летие и этими красноречивыми сериалами совершила свой антикоммунистический каминьгаут. Теперь вся Россия не имеет сомнений кто ею управляет. Путин, Миллер и остольные Роттенберги выразительно показали свой уровнь понимания Революции и мотивов людей, ее вершивших.

Barban
-1
Barban, 13 Ноября 2017 , url

Сериал «Троцкий» — гнусная клевета пополам с комиксом
Рецензия на 1-ю серию. Написал voencomuezd. Если кому лень читать длинный текст, то можно прочесть только это: Причем поезд несется почему-то по заснеженным лесам, хотя трудно не знать, что борьба с Каппелем была летом 1918 г. Видимо, в тот год в Советской России очень холодное лето… Так, что про историчность можно забыть сразу же.

Отсмотрел и отписал по первой серии сериала «Троцкий». Признаться, я в затруднении. Кратких впечатлений и описаний специалистов и зрителей уже много, поэтому я предполагал покадрово описать сериал, вскрывая его ложь и клевету, как в стародавние времена делал Скиф Рэд на Есенина. Словом, в духе моих кинообзоров в «кинопотрошителей», только приличным языком, с минимальным количеством шьюток и источниками. Но увы, сериал меня обманул. Он уже в первой серии вывалил все карты на стол и дальше ничем особенным не удивит. Троцкий — это идеалист, который превратился в фанатика, ему приписывают все негативные черты из антитроцкистских мифов при минимуме положительных, Парвус — спонсор русской революции, Ленин — Стычкин. Из такого материала особого обзора не получится. Придется идти путем рецензии, а это гораздо сложнее. Предполагаю, что придется описать впечатления от каждой серии в прежнем духе в кинопотрошители, а потом на их основе сделать отдельную просветительскую рецензию для сайтов.

Просьба делать замечания, предложения и прочие отклики.

Вводная сцена должна знакомить нас с персонажами, чтобы подготовить к их раскрытию. Как же делает это сериал?

Безо всяких объяснений действие переходит в несущийся в ночи революционный поезд, нарисованный на компьютере, в котором и находится Троцкий. В его богатом салон-вагоне, больше напоминающем гостиную особняка, находится напомаженная Лариса Рейснер, которая декламирует декадентские стихи и восхищается Троцким и его презрением к смерти. Говорящий суровым басом Троцкий подчеркнуто игнорирует ее жеманные намеки, так как его ждут важные дела – Каппель занял Симбирск и собирается Казань. Но стоит Рейснер начать читать стихи и обнажиться, как Троцкий мигом передумывает, эротично сбрасывает скрипящую кожанку и бросается в постель. Бешено несущийся на фоне декламируемых стихов паровоз своим диким стуком колес и подрагивающей на котле чугунной красной звездой символизирует бешенство этой внезапной вспышки страсти сексуальной революции. Причем поезд несется почему-то по заснеженным лесам, хотя трудно не знать, что борьба с Каппелем была летом 1918 г. Видимо, в тот год в Советской России очень холодное лето…





Собственно, уже этого достаточно, чтобы дальше не смотреть. Об образе Троцкого мы поговорим позже. Но гораздо более характерно, что сценаристы для своей пачкотни не постеснялись оскорбить память Ларисы Рейснер – писательницы, поэтессы, общественного деятеля и революционного публициста, которая на чехословацкий фронт отправилась как разведчик штаба 5-й армии. Она не имела ничего общего с этой жеманной декаденткой. Вряд ли сценаристы могут не знать настолько общеизвестных вещей. Поэтому и приписывание ей роли любовницы Троцкого является ничем иным, как проходной клеветой, сделанной только для экранизации старого антитроцкистского мифа.

После этого Троцкий оказывается в будущем – в Мексике 1940 года. Он приходит в себя посреди мексиканского карнавала Дня мертвых и какое-то время вертит головой, не понимая, куда он попал, что очень сближает его со зрителем, который тоже ничего не понимает. Оказывается, Троцкий просто забыл принять таблетки и на минуту потерял сознание. Ничуть не удивленная этим его супруга Наталья Седова приглашает мужа за столик в кафе. Здесь он знаакомится с канадским журналистом и ветераном Испании Фрэнком Джексоном, убежденным сталинистом. Так как Троцкий не горит желанием разговаривать, Джексон, вместо того, чтобы втереться в доверие к интервьюируемому, применяет другую тактику… начинает его оскорблять и обвинять в жестокости и безразличии к судьбам людей. Троцкий произносит ключевые слова для сценария – да, он делает то же, что и Сталин, но не ради власти – а ради Великой Идеи.

Именно кровопускание ради идеи показано в следующей сцене. Паровоз, выехав из заснеженного лета, оказывается где-то в осенней грязи и поспевает к митингу деморализованных красноармейцев, которые крайне наиграно и бездарно призывают к уходу по домам. Камера при этом старательно фокусируется на крупных планах на лица собравшихся, пытаясь скрыть недостаток массовки. Внезапно из-за горизонта, буквально как акула из воды во франшизе «Челюсти», выпрыгивает дымящий паровоз, чье приближение до этого было абсолютно беззвучным. Продемонстрировав зрителю бешено стучащие детали, где одно только колесо больше человека, паровоз пафосно останавливается. Именно подобные приемы сближают сериал с второсортным псевдоисторическим фэнтези, наподобие «Игры престолов», потому что тут монструозный паровоз больше напоминает аналог дракона.



Из паровоза же высыпает команда Троцкого, поголовно в кожаных костюмах с красным подбоем, кожаных брюках и даже кожаных буденовках – и из дверей выходит такой же кожаный Троцкий. Ощущение пафосности второсортного фэнтези, однако, пропадает, когда Хабенский начинает говорить. Каркающий неприятный голос Хабенского явно не похож на голос профессионального оратора Троцкого. Тем не менее, сам агитационный запал речи Троцкого, построенной исключительно на классовой основе и защите революционных завоеваний, вполне историчен и действительно отражает реальные ситуации, когда Троцкий неоднократно выступал на митингах перед красноармейцами, бичуя врагов-контрреволюционеров. После яркой речи Троцкий даже дарит часы первому попавшемуся красноармейцу, что экранизирует известный штамп его биографии – только в оригинале Троцкий все-таки не просто дарил часы, а награждал ими героя фронта. Так, в Царицын кавалеристу дивизии Жлобы товарищу Губейке «Троцкий в награду за его подвиги подарил ему свой бинокль» (Известия Нижнедевицкого Совета. №12. 30 октября 1918 г.) Но, разумеется, и этот эпизод авторы выставляют в плохом свете, показывая попутно, что Троцкий имеет целую кучу часов для награждения. Собственно, раздача подарков и наград отличившимся на фронте никогда не скрывалась и была официальной политикой советского государства. Сам Троцкий писал: «У нас всегда было в резерве несколько серьезных коммунистов, чтоб заполнять бреши, сотня-две хороших бойцов, небольшой запас сапог, кожаных курток, медикаментов, пулеметов, биноклей, карт, часов и всяких других подарков. Непосредственные материальные ресурсы поезда были, разумеется, незначительны по сравнению с нуждами армии. Но они постоянно обновлялись. А главное, они десятки и сотни раз играли роль той лопатки угля, которая необходима в данный момент, чтоб не дать потухнуть огню в камине». К тому же смысл речи Троцкого о свержении классового неравенства намеренно разрушается появлением в дверях Рейснер, одетой в богатые меха, крайне нужные ей посреди августовской зимы…

После этого передергивания следует второе – объявив о дезертирстве 2-го Петроградского полка, Троцкий приказывает командиру и комиссару вывести каждого десятого, а потом ставит в строй расстреливаемых и их. После весьма нудного показа скорби выводимых и жалобных просьб, к которым железный нарком остается глух, обреченных расстреливают из винтовок, которые, к слову, выдают по несколько выстрелов подряд. Вряд ли есть основания считать, что авторы столь профессиональной команды Первого канала ошиблись с монтажом – очевидно, у красных просто были в те времена особые винтовки-автоматы.

Вот так сценаристы не преминули экранизировать чуть ли не самое известное зло, которое ассоциируется с именем Троцкого – децимацию Петроградского полка на Волге. Причем повод дал он сам, упомянув об этом в мемуарах: «Как раз в этот момент положение на фронте сразу ухудшилось. Свежий полк, на который мы так рассчитывали, снялся с фронта во главе с комиссаром и командиром, захватил со штыками наперевес пароход и погрузился на него, чтобы отплыть в Нижний. Волна тревоги прошла по фронту. Все стали озираться на реку. Положение казалось почти безнадежным. Штаб оставался на месте, хотя неприятель был на расстоянии километра-двух и снаряды рвались по соседству. Я переговорил с неизменным Маркиным. Во главе двух десятков боевиков он на импровизированной канонерке подъехал к пароходу с дезертирами и потребовал от них сдачи под жерлом пушки. От исхода этой внутренней операции зависело в данный момент все. Одного ружейного выстрела было бы достаточно для катастрофы. Дезертиры сдались без сопротивления. Пароход причалил к пристани, дезертиры высадились, я назначил полевой трибунал, который приговорил к расстрелу командира, комиссара и известное число солдат. К загнившей ране было приложено каленое железо. Я объяснил полку обстановку, не скрывая и не смягчая ничего. В состав солдат было вкраплено некоторое количество коммунистов. Под новым командованием и с новым самочувствием полк вернулся на позиции. Все произошло так быстро, что враг не успел воспользоваться потрясением». Более подробно подоплеку этого эпизода раскрывает С.И. Гусев, политработник 5-й армии, бывший в Свияжске в составе работников поезда. Дезертирство Петроградского полка произошло чрезвычайных обстоятельствах – в условиях нападения на тыл 5-й армии отряда Каппеля, о котором говорят в фильме. В ночь на 29 августа, сформировав крупный отряд в 1500 человек, он попытался прорваться к станции Свияжск, где в тот момент находился только что прибывший Петроградский полк в 600 человек. Когда утром после осеннего дождя красноармейцы проснулись, они обнаружили вокруг себя перепутанные отряды врага, которые из-за распутицы и плохой связи рассредоточились по всему тылу. В итоге «петроградский рабочий полк, расстреляв сгоряча все патроны, сбежал с позиции, бросился к Волге, захватил пароход и начал требовать, чтобы его везли в Нижний». Отбивать каппелевцев пришлось 100 морякам Волжской флотилии и 300 крестьянинам-обозникам – силы, которые были буквально накануне сформированы, когда заподозрили нападение белых, которые заняли близлежащую станцию Тюрлемы и разрушили полотно, закрывая красным отступление. В бой были спешно брошены все возможные силы, включая персонал поезда Троцкого вплоть до поваров. Если бы каппелевцы лучше соблюдали бы скрытность и у них была налажена связь между частями – красные бы погибли. Но отрядам из моряков, обозников, срочно брошенных в бой гражданских работников и т.д. после 8-часового боя удалось добиться того, что разрозненные каппелевцы выдохлись и отступили. Положение, висевшее на волоске, было спасено. С.И. Гусев без обиняков отмечает: «Петроградский рабочий полк был ссажен (под угрозой потопления) с парохода, и созданный тут же полевой трибунал приговорил к расстрелу каждого десятого. В числе расстрелянных были и коммунисты (командир и комиссар полка и друг.). В тот момент, когда этот расстрел был произведен, и в той обстановке, в какой он был произведен, это была безусловно правильная и необходимая мера. Этот расстрел красной кровавой чертой подводил итог предшествовавшему партизанскому хаотическому периоду существования Красной армии и был последней переходной ступенью к регулярной дисциплине» [Гусев С.И. Свияжские дни (1918 г.) // Пролетарская революция. 1924, №2(25), С. 100-109.]. Отметим, что в те времена никто не называл это «децимацией», да и расстреляно было, как обычно отмечается, 27 человек – что явно не каждый десятый из полка в 600 человек, так что Гусев мог просто ошибаться.

Сравните эту яростную, яркую картину с ее жестокими, но прагматичными мерами гражданской войны – с той фальшивой и надуманной сценой, что показана в сериале. Это не ошибка и не путаница – ведь даже фамилии комиссара и командира названы точно, а значит, изобразить реальные события не составляло труда. Эти вырванные из контекста и намеренно перевранные эпизоды должны доказывать личную беспощадность деятеля революции Троцкого, хотя в реальности они были вызваны объективными условиями гражданской войны, да и войны как таковой. Современные пропагандисты не расскажут, а скорее всего, и не узнают из-за своей малограмотности, что «децимации» практиковались в случае нужды и белыми. Например, в июле 1919 г. в одном из эшелонов мобилизованных колчаковских солдат новобранцы под влиянием агитации сняли погоны, а частью сбежали с вокзала. По приговору суда в итоге было расстреляно 38 человек. Приказ командующего Западно-Сибирского военного округа, генерал-лейтенанта А.Ф. Матковского не забыл и о агитационном подкреплении репрессии: «Имущество и землю их приказано отобрать… Солдаты, берегите себя и не верьте провокаторам, подосланным из той части бедной Руси, которой жестоко и несправедливо правит Бронштейн, назвавшийся Троцким… За Русь, за Русь святую и могучую, за Великую Россию! Ура!» [Борьба за Урал и Сибирь: Воспоминания и статьи участников борьбы с учредиловской и колчаковской контрреволюцией. М.: Гос. изд-во, 1926. С. 245.].

После малоосмысленного диалога Троцкий пытается объяснить Джексону особенности революционной агитации ссылками на свой прошлый опыт, и действие переходит в Одессу 1898 года, где Троцкий сидит в тюрьме на грязных нарах с толпой заключенных. Не будем обращать внимания на то, что Троцкий сидел в одиночке, о чем сам четко написал, тут важно другое. В камеру бросают окровавленного и избитого заключенного, и возмущенный Лева Бронштейн начинает вместе с товарищами громко стучать кружками и мисками по дверям, требуя Троцкого. Имеется в виду старший надзиратель Николай Троцкий, который, придя на шум, подавляет молодого Бронштейна… пригласив его в кабинет поиграть в шахматы. В кабинете он удивительно вежливо обращается с молодым заключенным, делает ему комплименты и в ответ на его идеалистические выступления произносит откровенно фашистские речи о том, что управлять людьми можно управлять исключительно страхом, подавляя их волю, чтобы утвердить порядок. Старый повелитель тюрьмы в духе Великого Инквизитора предсказывает, что лишь изгнав из себя все человеческое, можно овладеть властью, жажда к которой уже видна в глазах еврейского юноши со взором горящим, который хочет овладеть Смутой, поднимающей все самое античеловеческое. И хотя молодой Бронштейн искренне протестует против этих обвинений, нет сомнений, что сценарий подтверждает правоту старшего инквизитора, который демонстративно ставит ему мат на доске – и в диспуте.

Мы вернемся к философии данных вставок позже. Пока что воздействие такой психологии на Троцкого надо визуализировать. Поэтому Троцкий долго страдает в карцере с отрешенным лицом психически больного, царапает в припадках стенки, крутится в камере в волейбольной сетке (это не шутка), боится появившихся там же насекомых, пауков и даже скорпионов (да, именно скорпионов) и наконец приходит в себя чуть живой перед садистом-надзирателем.



Спустя годы, в 1902 г., убегая из Иркутской губернии, Бронштейн просит вписать в подложный паспорт имя Троцкого – в честь своего мучителя и вдохновителя. Так появляется историческое имя вождя. Причины же галлюцинаций Бронштейна, более характерные для психически больных и наркоманов, остались за кадром. Остается только предполагать, что авторы сценария передали наиболее близкий им опыт.

На основе чего сфантазирован этот эпизод с надзирателем-философом – понятно: отчасти на притче о Великом Инквизиторе, из-за чего надзиратель запугивает Бронштейна доморощенными предсказаниями Достоевского; а в основном на воспоминаниях меньшевика Г.А. Зива, товарища Троцкого по подполью, который сидел вместе с ним в одесской тюрьме. Октябрьскую революцию он принял крайне отрицательно и в 1921 г., проживая в Америке, выпустил книгу о Троцком, в котором постарался собрать негативные характеристики «вождя революции»: «Когда я услышал его псевдоним в первый раз, то я сразу вспомнил внушительную фигуру Троцкого, старшего надзирателя Одесской тюрьмы, который величественно опирается на свою длинную саблю, и из своего центра, держащий в руках всю тысячную толпу уголовников, не привыкших к подчинению и послушанию. Надзиратель Троцкий держал в руках и своих коллег, младших надзирателей и даже самого начальника тюрьмы…Сильная авторитетная фигура личности Троцкого, несомненно оказала глубокое подсознательное влияние на Лейбу Бронштейна». Впрочем, чуть ниже Зив признает, что когда он поговорил с Ильей Соколовым, который помогал бежать за границу Троцкому, тот поднял его на смех: «По его словам, произошло это гораздо более просто. Бронштейн достал паспорт на имя местного жителя Троцкого и с этим паспортом сбежал» [Зив Г. А. Троцкий. Характеристика (По личным воспоминаниям). Нью-Йорк: Народоправство, 1921. С. 45-46.]. Но «догадка» обиженного меньшевика в итоге перешла в сочинения главных отечественных троцкоедов – Ю.Фельштинского и Г. Чернявского и – и стала частью антитроцкистского мифа. Кстати, из тех же воспоминаний Зива видно, что лично Троцкий и Троцкий никогда не говорили.

Рассказывая этот эпизод Джексону, Троцкий поясняет, что он был вынужден надеть шкуру чудовища, чтобы победить врагов. Журналист-сталинист возвражает – но ведь и Сталин делает то же самое и он, а не вы, построил желанный социалистический мир. Троцкий, ярый враг не только Сталина, но и сталинизма, который, по его мнению, выхолостил революционное содержание СССР и заменил его всевластием бюрократического аппарата, мог бы процитировать самого себя: «Нужна поистине предельная интеллектуальная и моральная тупость, чтоб отождествлять реакционно-полицейскую мораль сталинизма с революционной моралью большевиков. Партия Ленина не существует уже давно: она разбилась о внутренние трудности и о мировой империализм. На смену ей пришла сталинская бюрократия, как передаточный механизм империализма. Бюрократия заменила на мировой арене классовую борьбу классовым сотрудничеством, интернационализм – социал-патриотизмом. Чтоб приспособить правящую партию для задач реакции, бюрократия «обновила» ее состав путем истребления революционеров и рекрутирования карьеристов» [Троцкий Л.Д. Их мораль и наша (1938) // www.marxists.org/russkij/trotsky/1938/moral.htm]. Но в сериале ему предусмотрительно не дают слова, а вместо этого заставляют выпить лекарство. Иногда лучше уйти от ответа, чем говорить по существу.

Действие переходит в Париж 1902 года. Троцкий на собрании ЦК партии с Лениным, Плехановым, своей будущей женой Натальей Седовой и своим будущим другом Парвусом. Троцкий без стеснения критикует, если не сказать, обругивает, руководство за его нерешительность и вниманию к европейским делам в ущерб России. На это плехановцы отвечают весьма примитивным пересказом позиции меньшевиков, возлагающих надежды на революции в западных, высокоразвитых странах. Речь Троцкого завершается провалом, и плехановцы уходят – но зато к гордому до нелепости Троцкому в грязной косоворотке, подходит довольно потешный Ленин в исполнении Егения Стычкина, без сомнения, выбранного на эту роль в первую очередь из-за удобства наложения на него парика. Он поддерживает революционное нетерпение молодого эмигранта и предлагает ему союз для той же цели: «Я хочу изменить мир. Причем здесь люди? Люди – это всего лишь инструмент». Диалог при этом с явным ассоциативным подтекстом идет на фоне покупки в буфете французских булочек.



Нищий, но гордый эмигрант поселяется в грязной комнатушке, где его и навещает Михаил Пореченков в богатом цилиндре и с не менее потешной, чем игра Стычкина, бородой. Совершенно откровенно изображая искусителя-иллюзиониста, он с места в карьер предлагает ему стать новым вождем революции, без стеснения проводит параллели между революцией и овладением женщины и предлагает делать на революции – Троцкому славу, а ему – деньги. Тот не раздумывая соглашается. Разумеется, действует Парвус не сам – за ним стоит некий страшный человек немецкой наружности, который уже в 1902 году не сомневается в будущей войне с Россией, для разрушения которой нужно получить влияние в революционной среде. Парвус совершенно спокойно просит для этого миллиарда марок, которых в те времена хватило бы для целой войны – реальный Парвус просил «всего» 20 миллионов рублей.

Вот этот момент, который ярче, чем что бы то ни было, высвечивает концепцию сериала. Согласно ей, революция – это дело ослепленных жаждой власти фанатиков, циничных коммерсантов и враждебных России заграничных сил.

Неудивительно, что Троцкому тут назначена роль условного ставленника враждебной Германии, который должен организовать «цветную революции». Ради этой бредовой версии сценарий полностью отбрасывает хотя бы подобие историчности. Ни одного показанного факта не было и даже не могло быть. В 1902 г. Троцкий не орал высокомерно на своих учителей, а превозносил их и напряженно работал в «Искре», куда его даже неудачно пытался кооптировать Ленин. Именно они, а не Троцкий, ожидали революционного подъема в России: «Ко времени лондонского съезда 1903 г. революция все еще была для меня на добрую половину теоретической абстракцией», – писал он сам. Парвус же был видным мыслителем и публицистом социал-демократического движения эмиграции. Однако его таланты и замашки авантюриста в итоге пошли на его же обогащение – во время балканских войн 1911 г. он разбогател на военных поставках, а с началом Первой мировой войны пытался соединить борьбу с самодержавием с получением денег от немцев, для чего обещал им устроить масштабные забастовки в России. Выделенные деньги, разумеется, в России никто не увидел, хотя неуемный Парвус пытался добиться поддержки от большевиков. Именно эта оригинальная и уникальная фигура революционного движения, не оказавшая, однако, влияния на его развитие, стала удобным жупелом для современных обличителей революции, которые стремятся доказать, что революция была исключительно результатом внешних козней. Между тем этот старый, клеветнический навет уже давно разоблачен. В целом ряде трудов, которые исследовали вопрос о немецких деньгах, было доказано, что финансирования большевиков со стороны Германии не было. Эпизод проезда Ленина в пломбированном вагоне через Германию не содержал никаких обязательств по отношению к немецкому правительству. Документы и свидетельства о передаче денег большевикам оказались фальшивками.

Сказав все это, мы с чистой совестью можем смотреть дальнейший сюжет, который окончательно переходит в разряд гнусной и циничной клеветы пополам с комиксом. И потому неудивительно, что нам показывают душещипательное письмо Троцкому от жены, Анны Соколовской, которую он с двумя детьми бросил в ссылке ради Седовой. В итоге этот грех вспоминается ему даже в постели перед сном, после того, как отослал Джексона. В действительности она была профессиональной революционеркой, сама помогла ему бежать из ссылки, а потом до конца жизни сохраняла с ним товарищеские отношения, нам не скажут. А чтобы не оставлять зрителя под впечатлением этой скучной сюжетной линии, серия заканчивается нападением на дом Троцкого группы убийц, которые в 1940 г. обстреливают дом из автоматов Sten образца 1941 г. и пистолета-пулемета Ingram MAC-10 образца 1964 г. Заменить их на «томми-ганы» высокопрофессиональной команде Первого канала, конечно, было невозможно – ведь тогда не осталось бы денег на кожанки с кровавым подбоем. Жаль, правда, что авторы и там попали впросак: кожаных буденовок в 1918 году не было, потому что в РККА они были введены только через год.



Впрочем, это мелочи на фоне того, что Троцкий просто не замечает красиво проплывающие в слоумо пули, разговаривая с покойной Соколовской. Зачем применен этот очередной психоневрологический прием, неясно. В реальности все было не так слащаво – Седова, Троцкий и их сын Сергей при выстрелах свалились с постели на пол и забились в угол. Их спасло только то, что нападение совершила группа не профессиональных стрелков – а художника Давида Сикейроса, который пошел на этот акт по заданию НКВД и из своих сталинских убеждений. Причем в охраняемый особняк Троцкого убийцы не просто вошли через ворота, а пробрались через своего человека в охране.

На этом кончается первая серия, которая уже не дает ничего хорошего для оценки сериала.

voencomuezd.livejournal.com/1474880.html#cutid1
V.I.Baranov
0
V.I.Baranov, 13 Ноября 2017 , url

Ребята, зря вы дёргаетесь! Всё идёт в историческом ключе. Всё это уже было. 

Учение Христа было заменено его биографией, думаю не менее откорректированной, чем биографии гениев революции. А о приписываемых чудесах и говорить скучно....

vhagen
+1
vhagen, 13 Ноября 2017 , url

Всю жизнь историю переписывали под себя. Комиксы типа «спасения рядового райана» почему-то такого хайпа не вызывали. А тут вдруг вскинулись все дружно — коммунисты, потому что большевиков показали не «отцами народов», оппозиция — потому что идею переворота показали как она есть.

А мне понравилось. На весь сериал, конечно, сил не хватило, но пару серий в промежутке между «Чудо-женщиной» и «Тором» почему бы не посмотреть ;)

vhagen
+1
vhagen, 13 Ноября 2017 , url

Ух, ё! Художественное кино оказалось художественным!!! О чем я, собственно, в своем комменте и написал. 

PS. «28 панфиловцев» смотрели? Понравилось? Думаю, да. И мне понравилось. Между прочим, тоже от реальных панфиловцев отличается процентов так на 80. И чего?



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать