![200+ мертвых российских стартапов]()
Нам часто пишут с просьбой написать о запуске продукта, и мы обычно отказываем. Жаль, что никто не спешит рассказать о своем провале, а ведь такая информация гораздо ценнее. Пришлось собирать ее вручную и самим. Наш список призван дать общее представление, у каких отечественных проектов не оказалось перспектив. Этим материалом мы попытаемся сделать венчурный рынок немного прозрачнее.
Почему умирают стартапы?
Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Но аналитики CB Insights разложили все по полочкам. Они проанализировали истории сотни мертвых стартапов и сформулировали топ-20 причин краха проекта. Причем большинство проектов сопровождает сразу несколько фейл-факторов:
42% стартапов просто не нужны рынку
У 29% проектов кончаются деньги
У 23% стартапов — плохая команда
19% проектов вытесняют с рынка
У 18% проблемы с ценообразованием
У 17% — плохой продукт
У 17% — плохая бизнес-модель
У 14% — плохой маркетинг
14% не изучили клиента (что коррелирует с предыдущим пунктом)
У 13% несвоевременный продукт
13% потеряли фокус
13% портят отношения с инвесторами/внутри команды
10% делают неудачный пивот
9% не хватает энтузиазма
9% терпят фиаско из-за неудачной локации
8% не интересны инвесторам
8% проектов съедают юридические проблемы
8% не использовали соцсети
8% просто перегорели
7% не сделали пивот
Почему обычно скрывают смерть проекта?
Предприниматели крайне неохотно признаются в неудаче, хотя само понятие «стартап» подразумевает ее в 95% случаев. Как правило, на постсоветском пространстве люди панически боятся провалов. Поэтому всегда сложно точно установить, когда именно проект закрылся. К сожалению, у сайтов пульса нет (особенно трудно нащупать у цветастых лендингов), нужно долго гуглить и заглядывать в соцсети.
Мы перечисляем проекты, которые засветились на конкурсах, в СМИ, получили инвестиции — словом, как-то заявили о себе. Пусть список будет напоминанием, что все это не гарантирует успеха. Разумеется, это лишь вершина айсберга — наш список мертвых стартапов не претендует на полноту.
Rusbase решил не приводить причины смерти каждого из приведенных ниже проектов (и так многабукаф). Но на всякий случай мы называем основателей либо сооснователей проектов (указаны в скобках), чтобы вы могли спросить у них сами. Или предложить работу, ведь стреляный воробей — самый ценный сотрудник.
Перечисляем по времени смерти, то есть годам, когда проекты исчезли с радаров пользователей и СМИ. В большинстве случаев определять пришлось на глазок.
На каком основании мы называем стартапы мертвыми?
Добавил
linza 10 Декабря 2015
проблема (10)