Комментарии участников:
В мае этого года китайские СМИ (в частности, Want China Times) отмечали, что закупка Су-35, по сути, неизбежна, поскольку существующие мощности по производству собственных самолетов J-11 не позволяли сократить разрыв по оснащенности от ВВС других стран. Они также обращали внимание, что российские истребители обладают увеличенным внутренним запасом топлива, что позволит Пекину беспрепятственно контролировать спорные территории. Такого рода конфликты у Китая с Филиппинами и Японией (на вооружении последней состоят американские истребители F-15). По словам источника «Ъ», близкого к переговорам, именно контроль акватории китайская сторона называла своей «стратегической целью».
Отметим, что военно-техническое сотрудничество России и КНР сейчас весьма активно. После затишья 2006-2010 годов крупные оружейные сделки заключаются все чаще: например, в 2011 году в авиации и авиастроении сумма контрактов приблизилась к $1 млрд, в 2012 году Россия и Китай заключили крупнейший контракт стоимостью около $700 млн на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф и подписали рамочный контракт по дизель-электрическим подлодкам «Амур-1650» (по оценкам экспертов, его сумма составляет порядка $2 млрд). В сентябре 2014 года Китай первым купил четыре дивизиона новейшей системы ПВО С-400 «Триумф» стоимостью не менее $1,9 млрд — эта сделка позволила довести общую сумму заключенных в том году контрактов до $14 млрд. Лучше всего уровень отношений с Китаем в оружейной сфере в своем последнем интервью «Ъ» охарактеризовал гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин: «Я считаю, что если мы работаем в интересах КНР, то работаем и в своих интересах».
Эта сделка ощутимо увеличит портфель оружейных заказов России, говорят источники «Ъ». Китай еще в 2013 году приобрел российского оружия и военной техники на сумму более $1,8 млрд (заняв тогда четвертое место) и с тех пор из обоймы ведущих покупателей не выпадал.