Сегодня 110 лет со дня рождения Греты Гарбо — актрисы и агентессы МИ-6
отметили
21
человек
в архиве
Грета Га́рбо (англ. Greta Garbo, 18 сентября 1905 — 15 апреля 1990), урождённая Грета Ловиса Густафссон (швед. Greta Lovisa Gustafsson) — шведская и американская актриса. В 1954 году получила почётную премию «Оскар» за выдающийся вклад в развитие киноискусства.
Будущая актриса родилась 18 сентября 1905 года в Стокгольме, Швеция. Она была третьим ребёнком в семье Карла и Анны Густафссон. В 1918 году её отец, с которым девочка была очень близка, умер от туберкулёза. Грета была вынуждена бросить школу и пойти работать. Первые деньги она заработала, помогая в парикмахерской, затем работала в стокгольмском универмаге, параллельно позируя для рекламы в газетах. Первый раз она появилась перед камерой, снимаясь для рекламных роликов универмага, в котором работала. В конечном итоге на неё обратил внимание комедийный режиссёр Эрик Петчер и предложил девушке маленькую роль в своей новой картине «Петер-бродяга» (1922). В титрах картины актриса была упомянута под своим настоящим именем.
С 1922 по 1924 год Гарбо училась актёрскому мастерству в театральной школе при Королевском драматическом театре Стокгольма, её соучениками были Мими Поллак, Альф Шёберг. Там она познакомилась с режиссёром Морицом Стиллером. Он лично занялся её обучением, придумал девушке благозвучный псевдоним — Грета Гарбо — и пригласил её на главную роль в немую картину «Сага о Йесте Берлинге». В этой экранизации романа Нобелевского лауреата Сельмы Лагерлёф актриса снялась в паре с шведским актёром Ларсом Хансоном.
Игра Гарбо произвела впечатление на Луиса Б. Майера, стоявшего у истоков Metro-Goldwyn-Mayer, и он предложил актрисе и Морицу Стиллеру работать на его киностудии. Впоследствии, по мере того, как известность Гарбо росла, отношения актрисы с первооткрывателем её таланта испортились. В 1928 году Стиллер был уволен и умер вскоре после возвращения в Швецию. В этот период окончательно сформировался образ актрисы — из пухлой продавщицы Гарбо превратилась в прекрасного Сфинкса, и с тех пор этот облик стал прочно ассоциироваться с её именем.
Наиболее известными немыми картинами Гарбо были «Поток» (1926), «Плоть и дьявол» (1927) и «Любовь» (1927). В последних двух фильмах она снялась в паре с популярным актёром тех лет Джоном Гилбертом, с которым у актрисы был роман. Они собирались пожениться, но Гарбо в последний момент передумала и отменила свадьбу.
Кроме того, ходили слухи о романтических связях актрисы с женщинами — в списке её предполагаемых любовниц числились актриса Луиза Брукс и писательница Мерседес де Акоста. Также у неё были периодические отношения с британским фотографом-гомосексуалом Сесилом Битоном, о чём рассказали его опубликованные дневники.
Снимаясь в немом кино, Гарбо достигла вершин популярности. Она была одной из немногих актрис, которые успешно переключились на звуковые фильмы. Однако руководство студии довольно долго задерживало этот переход, беспокоясь о том, будет ли положительной реакция зрителей, когда шведский Сфинкс заговорит. Её последним немым фильмом стала картина 1929 года «Поцелуй». Тревога руководства была напрасной. Её низкий хрипловатый голос с небольшим шведским акцентом в фильме «Анна Кристи» (1930) по пьесе Юджина О’Нила моментально завоевал любовь публики. Фильм вышел на экраны под слоганом «Гарбо говорит».
В 1931 году Гарбо снялась вместе с Кларком Гейблом в картине «Сьюзан Ленокс: падение и взлёт». Это был их единственный совместный фильм, и причиной тому была взаимная неприязнь актёров. Гарбо считала игру партнёра топорной, а Гейбл в ответ обвинял Гарбо в снобизме.[1]
Далее последовали работы в фильмах «Мата Хари», где актриса исполнила роль легендарной шпионки времён Первой мировой войны, и «Гранд-отель» — этот фильм в 1932 году был удостоен премии «Оскар». Затем какое-то время Гарбо не снималась из-за конфликта относительно условий её контракта. В конце концов руководство MGM уступило и составило новый контракт, который представлял Гарбо исключительные права.
Гарбо планировала вернуться в кино после окончания Второй мировой войны, но этому намерению не суждено было осуществиться.
Будущая актриса родилась 18 сентября 1905 года в Стокгольме, Швеция. Она была третьим ребёнком в семье Карла и Анны Густафссон. В 1918 году её отец, с которым девочка была очень близка, умер от туберкулёза. Грета была вынуждена бросить школу и пойти работать. Первые деньги она заработала, помогая в парикмахерской, затем работала в стокгольмском универмаге, параллельно позируя для рекламы в газетах. Первый раз она появилась перед камерой, снимаясь для рекламных роликов универмага, в котором работала. В конечном итоге на неё обратил внимание комедийный режиссёр Эрик Петчер и предложил девушке маленькую роль в своей новой картине «Петер-бродяга» (1922). В титрах картины актриса была упомянута под своим настоящим именем.
С 1922 по 1924 год Гарбо училась актёрскому мастерству в театральной школе при Королевском драматическом театре Стокгольма, её соучениками были Мими Поллак, Альф Шёберг. Там она познакомилась с режиссёром Морицом Стиллером. Он лично занялся её обучением, придумал девушке благозвучный псевдоним — Грета Гарбо — и пригласил её на главную роль в немую картину «Сага о Йесте Берлинге». В этой экранизации романа Нобелевского лауреата Сельмы Лагерлёф актриса снялась в паре с шведским актёром Ларсом Хансоном.
Игра Гарбо произвела впечатление на Луиса Б. Майера, стоявшего у истоков Metro-Goldwyn-Mayer, и он предложил актрисе и Морицу Стиллеру работать на его киностудии. Впоследствии, по мере того, как известность Гарбо росла, отношения актрисы с первооткрывателем её таланта испортились. В 1928 году Стиллер был уволен и умер вскоре после возвращения в Швецию. В этот период окончательно сформировался образ актрисы — из пухлой продавщицы Гарбо превратилась в прекрасного Сфинкса, и с тех пор этот облик стал прочно ассоциироваться с её именем.
Наиболее известными немыми картинами Гарбо были «Поток» (1926), «Плоть и дьявол» (1927) и «Любовь» (1927). В последних двух фильмах она снялась в паре с популярным актёром тех лет Джоном Гилбертом, с которым у актрисы был роман. Они собирались пожениться, но Гарбо в последний момент передумала и отменила свадьбу.
Кроме того, ходили слухи о романтических связях актрисы с женщинами — в списке её предполагаемых любовниц числились актриса Луиза Брукс и писательница Мерседес де Акоста. Также у неё были периодические отношения с британским фотографом-гомосексуалом Сесилом Битоном, о чём рассказали его опубликованные дневники.
Снимаясь в немом кино, Гарбо достигла вершин популярности. Она была одной из немногих актрис, которые успешно переключились на звуковые фильмы. Однако руководство студии довольно долго задерживало этот переход, беспокоясь о том, будет ли положительной реакция зрителей, когда шведский Сфинкс заговорит. Её последним немым фильмом стала картина 1929 года «Поцелуй». Тревога руководства была напрасной. Её низкий хрипловатый голос с небольшим шведским акцентом в фильме «Анна Кристи» (1930) по пьесе Юджина О’Нила моментально завоевал любовь публики. Фильм вышел на экраны под слоганом «Гарбо говорит».
В 1931 году Гарбо снялась вместе с Кларком Гейблом в картине «Сьюзан Ленокс: падение и взлёт». Это был их единственный совместный фильм, и причиной тому была взаимная неприязнь актёров. Гарбо считала игру партнёра топорной, а Гейбл в ответ обвинял Гарбо в снобизме.[1]
Далее последовали работы в фильмах «Мата Хари», где актриса исполнила роль легендарной шпионки времён Первой мировой войны, и «Гранд-отель» — этот фильм в 1932 году был удостоен премии «Оскар». Затем какое-то время Гарбо не снималась из-за конфликта относительно условий её контракта. В конце концов руководство MGM уступило и составило новый контракт, который представлял Гарбо исключительные права.
Гарбо планировала вернуться в кино после окончания Второй мировой войны, но этому намерению не суждено было осуществиться.
Как же заманчиво записать в шпионки великих киноактрис
История разведки полна мифов, иногда даже смахивающих на правду. С недавним выходом в Великобритании книги Дэвида Брета «Грета Гарбо — божественная звезда» мифов прибавилось. Оказывается, великая Грета Гарбо, до сих пор входящая в семерку популярнейших киноактрис мира, была еще и агентом английской разведки.
Брет уверяет, будто завербовал Гарбо ее продюсер Корда, служивший в МИ-6.Среди ее заданий — ни много ни мало — и подготовка к уничтожению Гитлера в 1940-х во время съемок фильма о Жанне д Арк в Германии. Почему же об этом покушении никто не слышал? Сорвалось, ибо писатель Бернард Шоу не разрешил экранизировать свое произведение и выезд в рейх отменили.
Зато Грете удалось многое другое, о чем просила Сикрет Интеллидженс Сервис (СИС). Так, до войны она отправилась на отдых на Багамы, где обычно скромная и нелюдимая Гарбо, предпочитавшая затворничество, сама предложила знакомство шведскому миллиардеру, симпатизировавшему фашистам и дружившему с самим Герингом. В результате англичане немало узнали о планах фашистов, касающихся всей Европы.
Дочка уборщика стокгольмских туалетов, этническая шведка Грета Густафсон, взявшая псевдоним Гарбо, понятно, использовалась в северных странах. И добилась здесь немалого. Это она якобы уговорила короля Швеции Густава принять больше 5 тысяч датских евреев, которых фашисты собирались отправить на уничтожение в Германию.
А еще по заданию СИС помогла датскому физику Нильсу Бору, одному из создателей будущей атомной бомбы, сбежать от немцев в Швецию, а затем и в Англию.
Когда же Грета Гарбо, постоянно снимавшаяся в кино, успевала еще и работать на англичан? Объяснение найдено: в перерывах между съемками. Ссылаясь на необходимость лечения вдали от светского шума, уезжала из Штатов куда-то в далекое далеко, а на самом деле старательно шпионила. Конкретных доказательств ее разведывательной деятельности не приводится. Остается верить или не верить. Хотя единственным «серьезным» подтверждением связи Греты Гарбо с миром разведки является удачно сыгранная ею роль шпионки-стриптизерши в фильме «Мата Хари».
Внимательно прочитав совсем недавно изданный 840-страничный английский бестселлер Кифа Джефри «Сикрет Интеллиженс Сервис — 1909-1949», где приводятся сотни и сотни имен разведчиков и агентов, не нашел в нем ни намека на подвиги Греты Гарбо.
Неужели все выдумки? И самое удивительное, что тоже нет. Вполне возможно, Грету Гарбо действительно использовали для выполнения разовых заданий. Она ненавидела фашизм и могла в трудные предвоенные и военные годы пойти на сотрудничество с СИС. Попросили сблизиться с фашистом-миллионером — сблизилась. Нужно было замолвить словечко перед благоволившим к ней шведским королем — замолвила. Ее принимали во всех странах и во всех кругах. И, быть может, разведка воспользовалась этим. Война закончилась, и сотрудничество тут же прервалось.
«Российская газета» — Неделя №5884 (211)
Добавил
MonGeneral 18 Сентября 2015

1 комментарий
Кто еще и великих актрис работал на разведку?
Комментарии участников: