![В Казахстане создают урановый банк (Чтобы отбить у других стран желание развивать полный топливный цикл)]()
Сегодня в Казахстане будет подписано соглашение о создании первого в мире Банка низкообогащенного урана, находящегося под контролем не одной конкретной страны, а всего мирового сообщества в лице Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Впредь страны, на территории которых есть АЭС — в случае если их традиционные поставщики не захотят или будут не в состоянии поставлять им топливо,— смогут приобрести его в казахском банке. В МАГАТЭ надеются, что это убедит государства не создавать собственный топливный цикл. Казахстан же получит от проекта имиджевые дивиденды, а в перспективе, возможно, и коммерческую прибыль.
Сегодня будет подписано соглашение между Казахстаном и МАГАТЭ о создании банка низкообогащенного урана. От имени Казахстана соглашение подпишет глава МИДа Ерлан Идрисов, от МАГАТЭ — гендиректор Юкия Амано. В торжественной церемонии примут участие представители стран «ядерной пятерки». Россию представит посол в Казахстане Михаил Бочарников.
В банке будет храниться гарантированный запас низкообогащенного урана (в виде гексафторида) для производства топливных сборок атомных электростанций — всего около 90 тонн. Такого запаса достаточно, чтобы управлять легководным реактором мощностью 1000 МВт. Смысл создания банка «Ъ» объяснил советник-посланник посольства Казахстана в Москве Виктор Темирбаев: «Если страна, на территории которой есть АЭС, окажется под угрозой срыва поставок топлива со стороны своих традиционных поставщиков — скажем, если между ними возникнет конфликт или если произойдет техногенная катастрофа,— ее власти могут обратиться к МАГАТЭ с просьбой продать им уран из хранилища в Казахстане».
В отличие от, например, банка низкообогащенного урана в российском Ангарске, создаваемое в Казахстане хранилище будет первой подобной структурой, находящейся под контролем не одной конкретной страны, а всего мирового сообщества в лице МАГАТЭ. С идеей разместить на своей территории такой банк Казахстан выступил в 2009 году. Тогда у переговорщиков по иранской ядерной проблеме была надежда, что наличие такого банка отобьет у Ирана желание развивать собственный ядерный цикл. Однако на переговоры с Ираном ушло еще шесть лет — сделка, предусматривающая ограничение его ядерной программы в обмен на снятие санкций, была заключена лишь месяц назад.
Тем не менее сторонники проекта убеждены, что он сохраняет актуальность. «Если десятки стран, заинтересованных в развитии атомной энергии, начнут самостоятельно обогащать уран, риск распространения опасных ядерных материалов и оружия выйдет за пределы критической точки. Именно так это было с Ираном,— заявил бывший американский сенатор, сопредседатель фонда „Инициатива по сокращению ядерной угрозы“ (NTI) Сэм Нанн.— Банк же даст странам альтернативу…….…