Комментарии участников:
Как конкретно будет выстроена работа?
— Мы готовы поддерживать экспортеров на каждом этапе экспортного цикла. От предоставления информации по таким вопросам, например, какая валюта сейчас находится в обращении в Боливии, и заканчивая конкретной помощью по подготовке контрактов. В работу центра будут заложены два базовых принципа, которые позволят постепенно выходить на конкретные измеримые результаты. Это использование того государственного инструментария по поддержке экспорта, который был наработан за последние несколько лет, и принцип «единого окна». Недавно были внесены изменения в Закон о Банке развития, где прописан функционал и принципы работы Российского экспортного центра. Сейчас идет работа над подзаконными актами, в которых будут представлены регламенты взаимодействия с органами власти. Это позволит нам в дальнейшем совместно с профильными ведомствами оперативно реагировать на запросы экспортеров. И результатом должны стать реальные экспортные контракты — только так можно будет оценить работу центра. Надеюсь, что к концу 2015 года мы сможем совместными усилиями сформировать этот документ.
— Планируется ли льготное кредитование экспортных операций?
— Уже сейчас существует механизм субсидирования процентной ставки по экспортным кредитам Росэксимбанка. Также в ВЭБ есть возможность субсидирования процентной ставки по экспортным кредитам иностранным покупателям российской высокотехнологичной продукции.
— Если у предприятия не хватает собственных оборотных средств, каков алгоритм получения субсидированных кредитов?
— Будет два варианта. Можно будет по-прежнему обратиться напрямую в Росэксимбанк. А можно через наш центр в случае, если экспортер стремится оптимизировать свою деятельность. Порой приходится слышать, что выйти на внешние рынки трудно, получить финансирование невозможно. Но анализ ситуаций говорит о том, что львиная доля случаев — это просто недостаточная проработка темы: либо неправильное оформление документов, либо некачественно проведенные переговоры, либо не до конца проработанные договоренности. Неумение пользоваться мерами господдержки — это не вина экспортера, а его беда. И задача центра в том, чтобы помочь предпринимателю подготовить контракт, провести переговоры, подготовить тендерную документацию, получить грамотное юридическое сопровождение.
— Кто ваш клиент?
— Мы будем работать со всеми, кто обратится в центр. Однако по результатам анализа, который был проведен в том числе с учетом опыта работы ЭКСАР, наш ключевой клиент — это прежде всего средние компании. Полагаю, что с точки зрения прироста экспорта это самый перспективный сегмент. Крупные компании, как правило, имеют собственные ресурсы по выходу на внешние рынки, а для малых компаний на данном этапе более полезным станет образовательный проект, который мы запустим в рамках работы центра в апреле 2016 г. Мы рассчитываем на первом этапе сделать «постоянный пропуск» 1 — 1,5 тыс. компаний, которые уже давно ведут экспортную деятельность или совершили первые экспортные поставки. Думаю, что на начальной стадии работы Российского экспортного центра именно они помогут нам доработать всю процедурную часть и окончательно сформировать принцип «единого окна».
— Экспорт каких видов товаров и услуг является приоритетным для поддержки?
— Безусловным приоритетом для нас является несырьевой экспорт, однако у нас нет ограничений по отраслевому признаку, и центр на данном этапе будет оказывать поддержку всем компаниям, которые решат воспользоваться его услугами. Возможно, в будущем поддержка будет каким-то образом сегментирована по отраслевому признаку, но пока что об этом говорить рано. Сотрудники центра являются универсальными специалистами, и это позволит нам не раздувать штат.
— Каким образом вы будете поддерживать экспортеров в регионах?
— Мы будем работать, опираясь на те региональные механизмы поддержки, которые уже существуют, — это центры поддержки экспорта, региональные интегрированные центры (раньше назывались ЕИКЦ), ТПП, бизнес-инкубаторы и другие организации. Для нас важно, чтобы все звенья цепи от региональных площадок до торгпредств работали слаженно. Чтобы все это имело понятную, четкую структуру. Чтобы для экспортера все шаги были просчитываемыми и простыми. В дальнейшем мы рассматриваем возможность создания своей региональной сети.
— Как потенциальные потребители узнают о возможностях российских экспортеров?
— На уровне правительства обсуждается ряд инициатив по улучшению контакта с покупателями на местах. Скорее всего, в ближайшее время некоторые из них будут запущены в реализацию. Но основное информирование пока что будут проводить торгпредства. У России по всему миру 53 торговых представительства, экономические отделы посольств. В этом направлении мы активно работаем с минэкономразвития, разрабатываем регламенты взаимодействия центра с торговыми представительствами, чтобы сделать их по-настоящему эффективным механизмом, мотивировать осуществлять реальные проекты, а не только вести аналитическую работу.