Комментарии участников:
«Попробуйте хотя бы задуматься, действительно ли это хорошая идея — базировать всю стратегию компании на сохранении дивидендов любой ценой, — сказал Томас Мур, управляющий директор фонд Standard Life Investments Ltd, — и реагировать на снижение нефтяных цен единственным способом — дико урезать расходы».
Возьмем в качестве примера печальный опыт Chevron. После сокращения издержек в 1998 и 1999 годах, когда цены на нефть упали ниже 10 долларов за баррель, производство очень серьезно пострадало. В результате в 2000 году Chevron добывал 1,99 млн баррелей в день, а четыре года спустя — только 1,7 млн баррелей в день.
Снижение затрат и продажи актива были основной причиной падения производства. И при том, что добыча между 2000 и 2004 годам неуклонно снижалась, дивиденды за тот же период выросли с 21% до 44%. Но тогда ситуация была не столь жесткой, поскольку начали повышаться цены на нефть.
В настоящее же время цены падают. В итоге перед топ-менеджментом компаний стоят взаимоисключающие задачи: уменьшайте инвестиции и продолжайте расти.
Правда кое-какие уроки из предыдущих спадов крупные нефтекомпании все же извлекли. Теперь они не увольняют ключевой персонал, такой как геологи и инженеры, а сокращают менее квалифицированный штат. Они также извлекают некоторую выгоду из снижения затрат, поскольку подрядчики предлагают скидки, чтобы сохранить буровые установки и другое оборудование в работе.
Но если в 2016 году сокращение издержек продолжится, то это сделает невозможным какой-либо рост производства в ближайшем будущем, считает Брюс Баллок, директор энергетического института Maquire в Южном методистском университете Далласа. Однако, по словам Магнуса Нисвина, главы аналитического отдела консалтинговой компании Rystad Energy, нефтяные компании, вероятно, еще сократят инвестиции на 5% — 15% в следующем году, и это после после того, как они сократили издержки на 21% в текущем.
«Мы пока еще не видим края пропасти, но поверьте, она будет очень глубокой», — отметил Магнус Нисвин.