Комментарии участников:
Продолжение:
Так русские переселенцы появились на Дону, Кубани и в низовьях Днепра.
источник: imhoclub.lv
Эксклавы Олешье, Белая Вежа, и Тмутаракань на карте Древнерусского государства XI века.
Впоследствии, когда Русь распалась на разные княжества — Тмутараканское княжество стало одним из самых сильных.
Князья Тмутаракани принимали активное участие во внутрикняжеских междоусобицах Руси, а также проводили активную экспансионистскую политику. Например, в союзе с зависимыми от Тмутаракани северокавказскими племенами — организовали, один за другим, три похода на Ширван (Азербайджан).
То есть Тмутаракань — не была просто отдаленной крепостью на краю русского мира. Это был достаточно крупный город, столица независимого и достаточного сильного княжества.
Однако с течением времени ситуация в южных степях, стала меняться в худшую для русских сторону.
На место разгромленных и уничтоженных хазар (и их союзников), в опустевшие степи, стали проникать новые кочевники — печенеги (предки современных гагаузов). Сначала понемногу — потом все активней (современникам это ничего не напоминает?..).
Год за годом, шаг за шагом — Тмутаракань, Белая Вежа и Олешье, оказались отрезанными от основной территории Руси.
Их геополитическое положение осложнилось.
А потом, на смену печенегам, пришли гораздо более воинственные, многочисленные и дикие кочевники, которых на Руси называли половцами. В Европе их называли куманами, или команами. На Кавказе — кипчаками, или кыпчаками.
А сами себя эти люди всегда называли и называют до сих пор — КАЗАКАМИ.
Поинтересуйтесь как сегодня ПРАВИЛЬНО называется республика, которую мы, русские, знаем как Казахстан.
Для тех кто не в курсе, поясняю — КАЗАКСТАН.
И сами казахи, называются — КАЗАКАМИ. Это мы их называем казахами.
источник: imhoclub.lv
Здесь на карте — территория казахских (половецких, кыпчакских) кочевий, в конце XI — начале XII веков.
источник: imhoclub.lv
Территория современного Казахстана (правильно — Казакстана)
Отрезанные кочевниками от основной территории Руси, Олешье и Белая Вежа, начали постепенно приходить в упадок, а Тмутараканское княжество в конце концов признало над собой суверенитет Византии.
Следует особо учитывать, что в ту эпоху, в городах жило не более 10% от всего населения. Основная масса населения, даже в самых развитых на тот момент государствах, состояла из крестьян. Поэтому запустение городов, не влекло за собой гибель всего населения, подчистую — тем более что никто из кочевых народов и не ставил никогда целью, устроить русским геноцид.
Русские, как этнос, на Дону, Кубани, Днепре (особенно в глухих, укромных местах) никогда не исчезали полностью — хотя конечно смешивались с разными народами и частично перенимали их обычаи.
Плюс к этому, следует учитывать, что печенеги и половцы порой угоняли в рабство жителей пограничных русских земель — и смешивались с ними.
А впоследствии, относительно цивилизовавшись — половцы начали потихоньку перенимать Православие, заключали с русскими различные договора. Например, князю Игорю (о котором рассказывает «Слово о полку Игореве») помог бежать из плена крещеный половец по имени Оврул.
Какое-то количество русских бродяг, людей с сомнительным прошлым — всегда тоненькими ручейками утекало в половецкие степи. Там беглецы старались селиться в такой местности, где присутствовало какое-то количество русских.
Такое бегство было облегчено тем, что не требовало знания дороги — достаточно было просто идти вдоль Дона, или Днепра.
Это, конечно, не в один день делалось. Но как говорится — капля камень точит.
Постепенно, подобных бродяг-маргиналов стало столько, что они начали позволять себе организованные нападения на какие-то местности. Например, В 1159 году (обратите внимание — это был еще ДОМОНГОЛЬСКИЙ период) на Олешье напал сильный отряд подобных бродяг (в ту пору их называли «берладниками», или «бродниками»; как они сами себя называли — неизвесно) которые захватили город и нанесли серьезный урон купеческой торговле. Киевский князь Ростислав Мстиславович, а также воеводы Георгий Нестерович и Якун, вынуждены были отправиться вниз по Днепру с военным флотом, чтобы возвратить Олешье под княжескую власть…
Разумеется, та часть половцев, которая кочевала к востоку от Волги (в районе современного Казахстана) — в гораздо меньшей степени контактировала с русскими, а потому лучше сохранила свои национальные черты…
В 1222 году, на восточных границах половецких кочевий, появились неизмеримо более дикие и грозные завоеватели — монголы.
К тому времени отношения половцев с русскими были уже такими, что половцы позвали русских на помощь.
31 мая 1223 года, состоялась Битва на реке Калке (современная Донецкая область), между монголами и объединенными русско-половецкими силами. Из-за разногласий и соперничества между князьями — битва была проиграна.
Однако затем, монголы, утомленные долгим и трудным походом, повернули назад. И 13 лет о них ничего не было слышно…
А в 1237 году они вернулись. И все припомнили половцам, которым устроили форменный геноцид.
Если на территории современного Казахстана, монголы относились к половцам относительно терпимо (и потому половцы, они же казахи, сохранились как нация), то в южнорусских степях, между Волгой, Доном и Днепром — половцы подверглись тотальной резне.
При этом русских (всех этих бродников-берладников), происходившие события касались мало, потому что жили такие бродяги в основном в труднодоступных местах, которые были просто неинтересны кочевникам — например в плавнях, на островах, среди болот, пойменных зарослей…
Нужно отметить еще одну деталь: после нашествия на Русь, монголы иногда сами переселяли некоторое количество русских людей в такие места, где находились важные дороги и переправы. Этим людям давались определенные льготы — а от переселенцев, в свою очередь, требовалось поддерживать дороги и переправы в исправном состоянии.
Бывало что в какую-то плодородную местность переселяли русских крестьян, чтобы они возделывали там землю. Или даже не переселяли, а просто давали льготы и ограждали от притеснений. Взамен — крестьяне поставляли определенную часть урожая монгольским ханам.
Ниже я привожу дословно отрывок из 15-й главы, книги «Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука:
В лето Благости 1253. Послание Вильгельма де Рубрука, Людовику IХ, королю французскому.
Итак, мы с великим трудом странствовали от становища к становищу, так что не за много дней до праздника блаженной Марии Магдалины достигли большой реки Танаида, которая отделяет Азию от Европы, как река Египта Азию от Африки.
В том месте, где мы пристали, Бату и Сартах приказали устроить на восточном берегу поселок (саsale) Русских, которые перевозят на лодках послов и купцов. Они сперва перевезли нас, а потом повозки, помещая одно колесо на одной барке, а другое на другой; они переезжали, привязывая барки друг к другу и так гребя. Там наш проводник поступил очень глупо. Именно он полагал, что они должны дать нам коней из поселка и отпустил на другом берегу животных, которых мы привезли с собою, чтобы те вернулись к своим хозяевам; а когда мы потребовали животных у жителей поселка, те ответили, что имеют льготу от Бату, а именно: они не обязаны ни к чему, как только перевозить едущих туда и обратно.
Даже и от купцов они получают большую дань. Итак там, на берегу реки, мы стояли три дня. В первый день они дали нам большую свежую рыбу — чебак (borbotam), на второй день — ржаной хлеб и немного мяса, которое управитель селения собрал, наподобие жертвы, в различных домах, на третий день — сушеной рыбы, имевшейся у них там в большом количестве. Эта река была там такой же ширины, какой Сена в Париже. И прежде чем добраться до того места, мы переправлялись через много рек, весьма красивых и богатых рыбою, но татары не умеют ее ловить и не заботятся о рыбе, если она не настолько велика, что они могут есть ее мясо, как мясо барана… Итак, мы были там в великом затруднении, потому что не находили за деньги ни лошадей, ни быков.
Наконец, когда я доказал им, что мы трудимся на общую пользу всех христиан, они дали нам быков и людей; самим же нам надлежало идти пешком. В то время они жали рожь. Пшеница не родилась там хорошо, а просо имеют они в большом количестве. Русские женщины убирают головы так же, как наши, а платья свои с лицевой стороны украшают беличьими или горностаевыми мехами от ног до колен.
Мужчины носят епанчи, как и Немцы, а на голове имеют войлочные шляпы, заостренные наверху длинным острием. Итак мы шли пешком три дня, не находя народа, и когда сильно утомились сами, а равно и быки, и не знали, в какой стороне можем найти татар, прибежали внезапно к нам две лошади, которых мы взяли с великою радостью, и на них сели наш проводник и толмач, чтобы разведать, в какой стороне можем мы найти народ.
Наконец, на четвертый день, найдя людей, мы обрадовались, как будто после кораблекрушения пристали к гавани. Тогда, взяв лошадей и быков, мы поехали от становища к становищу, пока, 31 июля, не добрались до местопребывания Сартаха.
Как видим, по свидетельству европейских путешественников, в южных степях вполне можно было встретить совершенно легальные русские поселения.
Между прочим, этот же самый Рубрук свидетельствует, что тех русских, которых монголы угоняли из России — они нередко заставляли пасти скот в степях. Оно и понятно — таких учреждений как каторга, тюрьмы, или рудники, у монголов не существовало. Рабы занимались тем же, чем и их хозяева — пасли скот.
И разумеется, такие пастухи нередко бежали от хозяев.
А порой и не бежали — а просто оставались без хозяев, когда монголы начинали резать друг друга во время междоусобиц…
И усобицы эти происходили — чем дальше, тем чаще.
Спутниками междоусобиц — нередко были всевозможные эпидемии. Медицина, понятное дело, находилась в зачаточном состоянии. Рождаемость была высокой, но дети частенько умирали.
Как результат — кочевников в степи становилось все меньше.
А русских все прибывало. Ведь ручеек беглецов из русских земель — не иссякал никогда.
Понятно что сами беглецы, маленько оглядевшись, начинали ориентироваться в местных реалиях. Разумеется, они находили общий язык с остатками уцелевших половцев. Роднились с ними — ведь среди беглецов преобладали мужчины.
И довольно быстро узнавали, что на самом-то деле, никаких половцев нет — есть КАЗАКИ.
Даже те русские, которые не смешивались с казаками (половцами) — все равно активно употребляли такое слово как казак.
Это ведь все-таки была земля казаков, пусть и подвергнутых геноциду, пусть и мешавшихся с русскими.
Они уходили к казакам, они жили среди казаков, они роднились с казаками, они сами в конце концов, пусть и далеко не сразу, стали именовать себя казаками (поначалу — в переносном смысле).
Постепенно, с течением времени, русский элемент в бассейнах Дона и Днепра стал преобладать. Русский язык, который и в домонгольские времена уже был знаком половцам — стал доминировать (не без искажений и заимствований конечно).
Бессмысленно сегодня спорить — где именно зародилось «казачество»: На Днепре, или на Дону. Это спор беспредметный.
Процесс освоения новым этносом низовьев Днепра и Дона — происходил практически одновременно.
Столь же бессмысленно спорить — кем являются казаки: украинцами, или русскими.
Казаки — это отдельный этнос, который сформировался в результате смешения выходцев с территории Руси (впрочем — выходцы из других стран тоже присутствовали) с теми народами, с которыми они соседствовали (например — через взаимные похищения женщин).
При этом какие-то группы казаков могли переходить с Днепра на Дон, или с Дона на Днепр.
Чуть медленнее, но тоже почти одновременно — шло формирование таких групп казаков как терские и яицкие. На Терек и на Яик, добраться было несколько сложнее, чем в низовья Дона и Днепра. Но потихоньку и туда добирались. И там смешивались с окрестными народами: на Тереке — с чеченцами, на Яике — с татарами и теми же половцами (казаками).
Таким образом, половцы, присутствовавшие на громадных пространствах великой степи, от Дуная до Тянь-Шаня, дали свое имя тем переселенцам из числа славян, которые осели на бывших половецких землях, к западу от реки Яик.
Но к востоку от Яика — половцы как таковые сохранились.
Так и появились две очень разные группы людей, называющих себя одинаково, КАЗАКАМИ: собственно казаки, или половцы, которых мы называем сегодня казахами — и смешанный с окрестными народами русскоязычный этнос, именуемый казачеством.
Разумеется, казачество неоднородно. На разных территориях, смешение шло с разными народами и с разной степенью интенсивности.
Так что казаки — это не столько этнос, сколько группа родственных этносов.
Когда современные украинцы пытаются называть себя казаками — это вызывает улыбку. Называть казаками всех украинцев — это все равно, что называть казаками всех русских.
При этом отрицать определенное родство между русскими, украинцами и казаками бессмысленно.
Итак — постепенно, из разных групп смешанного населения окраин (при явном преобладании русской крови и русского языка), сформировались, если можно так выразиться, разные орды, отчасти копировавшие образ жизни соседних азиатов и кавказцев. Запорожская орда, Донская, Терская, Яицкая…
Тем временем Россия оклемалась от монгольского нашествия и начала расширять свои границы — которые в конце концов соприкоснулись с границами казачьих орд.
Произошло это в царствование Ивана Грозного — которому пришла в голову простая как все гениальное, мысль — использовать казаков, как заслон против набегов азиатов на русские земли. То есть — полуазиатов, близких России по языку и вере, использовали как подушку безопасности против азиатов настоящих.
Так началось постепенное приручение казачьей вольницы русским государством…
После того как было присоединено Причерноморье и исчезла опасность крымско-татарских набегов — запорожские казаки были переселены на Кубань.
После подавления пугачевского бунта, реку Яик переименовали в Урал — хотя она, в целом, к Уралу как таковому, почти не имеет отношения (только начало берет в Уральских горах).
А яицких казаков переименовали в уральских — хотя они живут, большей частью, вовсе не на Урале. От этого происходит некоторая путаница — порой к казакам причисляют жителей Урала, к казачеству отношения не имеющих.
Когда русские владения расширились на восток — часть казаков была переселена в Забайкалье, на Уссури, на Амур, в Якутию, на Камчатку. Впрочем — в тех местах порой в разряд казаков зачисляли чисто русских людей, никакого отношения к казачеству не имевших. Например — казаками окрестили первопроходцев, соратников Семена Дежнева, выходцев из города Великий Устюг (то есть — с Русского Севера).
Иногда в разряд казаков зачисляли представителей некоторых иных народов.
Например — калмыков…
В Забайкалье — казаки изрядно смешались с китайцами, маньчжурами и бурятами, усвоили некоторые привычки и обычаи этих народов.
источник: imhoclub.lv
Картина Е. Корнеева «ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ» 1802. Гребенские — это «ответвление» терских.
источник: imhoclub.lv
Картина С. Васильковского «ЗАПОРОЖЕЦ В ДОЗОРЕ».
источник: imhoclub.lv
«Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г.» Рисунок Н.Н.Карамзина изображает момент прибытия пленных поляков в Омск после того, как они, уже разверстанные по казачьим полкам, под наблюдением Сибирского войска казачьего ротмистра (есаула) Набокова, один по одному переодеваются в казачьи мундиры.
источник: imhoclub.lv
Урядники Ставропольских и хоперских казачьих полков. 1845-55 гг.
источник: imhoclub.lv
«ЧЕРНОМОРСКИЙ КАЗАК». Рисунок Е. Корнеева
источник: imhoclub.lv
С. Васильковский: «ГАРМАШ (КАЗАК-АРТИЛЛЕРИСТ) ВРЕМEН ГЕТМАНА МАЗЕПЫ».
источник: imhoclub.lv
С. Васильковский: «УМАНСКИЙ СОТНИК ИВАН ГОНТА».
источник: imhoclub.lv
Казаки лейб-гвардии Уральской казачьей сотни.
источник: imhoclub.lv
Кубанские казаки в мае 1916-го.
Надо сказать что постепенно, с развитием прогресса — войны стали все более техногенными. В этих войнах казачеству отводилась сугубо второстепенная, а то и третьестепенная роль.
Зато казаков стали все активнее привлекать к самой грязной, «полицейской» работе — в том числе для подавления восстаний, разгона демонстраций, для террора в отношении потенциально недовольных, даже для репрессивных акций против несчастных староверов.
И казаки — вполне оправдывали ожидания властей.
Потомки беглецов от неволи — стали царскими холуями. Усердно полосовали нагайками и рубили шашками недовольных.
Ничего не попишешь — смешиваясь с кавказцами и азиатами, казаки впитывали в себя и некоторые черты азиатско-кавказского менталитета. В том числе такие как жестокость, подлость, хитрость, коварство, продажность, неприязнь к русским (или как выражаются казаки — «иногородним»), страсть к грабежам и насилию, лицемерие, двуличность.
Генетика — вещь беспощадная…
Как результат — население России (в том числе и русские) стало смотреть на казаков как на инородцев, башибузуков на службе у самодержавия.
А евреи (которые вообще не умеют прощать и по части жестокости переплюнут любых казаков) — ненавидели казачество до дрожи в коленках.
Считается, что после Октябрьской революции 1917 года, казаки решительно встали на сторону самодержавия и были опорой белого движения.
Но тут многое преувеличено.
На самом деле — казаки вовсе не горели желанием воевать за интересы белых. В казачьих областях были сильные сепаратистские настроения.
Однако когда большевики пришли на казачьи земли — они моментально восстановили против себя казаков дичайшими репрессиями и запредельной жестокостью. Быстро выяснилось, что от большевиков казакам пощады ждать не приходится. Комиссары-евреи, в других ситуациях как огня боявшиеся великорусского шовинизма, в данном случае, наоборот — активно подогревали неприязнь русских мужичков к казакам.
Если другим народам (даже тем, которые вовсе об этом не просили) большевики охотно давали автономию, провозглашая кучу всяких национальных республик (впрочем — во главе всех этих республик, как правило, оказывались опять же, евреи) — то с казаками никто на эту тему даже не пытался разговаривать.
Именно поэтому и только поэтому, казаки ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ поддержать белое движение. При этом, приносили белогвардейцам — сколько пользы, столько и вреда.
Казачьи интриги за спиной у русских лидеров белого движения — не прекращались никогда.
В конечном итоге белые потерпели поражение.
На казаков обрушились репрессии. Вплоть до того, что в иных местностях расстреливалось все мужское население старше 16 лет.
До 1936 года, казаков не призывали в красную армию.
Казачьи области были тщательно переименованы. Никакого Забайкалья — только Читинская область! Никакой Кубани — только Краснодарский край. Никакой Донской области, или Донского края — только Ростовская область. Никакой Енисейской губернии — только Красноярский край.
А земли Семиреченского и Уральского казачества — вообще вошли в состав иных республик (Киргизии и Казахстана).
Некоторое время само слово «казак» было исключено из обихода. Казаками в СМИ и литературе, называли сугубо казахов.
Отношение к казакам потеплело лишь после того, как Сталин укрепил свою власть и твердо встал на ноги, разгромив всех своих врагов…
В дальнейшем, при поздней советской власти — казаки были вполне ей верны и, наряду с украинцами, были одними из самых верных ее холуев.
Сегодня принято считать, что казаки ассимилированы в русской среде. В реальности — ничего подобного. Если этнос не имеет национально-политической автономии — это еще не значит, что этноса нет.
Казаки явно отличаются от русских — как менталитетом, так и внешним видом.
Частенько за казаков выдают себя какие-то ряженые клоуны, которые всерьез думают, что казаки — это просто такое военно-служивое сословие. Поэтому, дескать, достаточно напялить на себя мундир, кучу орденов (непонятно за что полученных) и произнести определенную присягу — все, ты уже стал казаком.
Ерунда конечно. Казаком невозможно «стать» — как невозможно «стать» русским, или англичанином. Казаком можно только родиться…
Очень часто преувеличивается роль казаков в российской истории. А порой наоборот — преувеличиваются беды, принесенные казаками.
На самом же деле казаки принесли существенную пользу России, на определенном этапе ее развития. Но и без них Россия вовсе не погибла бы.
Вред от казаков был — но и польза была.
Казаки не герои и не монстры — это просто отдельный этнос, со своими достоинствами и недостатками. Точнее — группа близкородственных этносов.
И было бы неплохо, если бы у казаков появилось свое государство — допустим, где-нибудь в Австралии, в Африке, или в Латинской Америке. Если бы они все в это государство переехали — я пожелал бы им счастья и процветания на их новой родине.
Все-таки мы с ними разные. Очень разные…
И было бы неплохо, если бы у казаков появилось свое государство — допустим, где-нибудь в Австралии, в Африке, или в Латинской Америке.Не думаю. К России они приросли.
А в целом интересная инфа.