Комментарии участников:
«И Москва, и Пекин видят, что мир переживает эпохальный переход от господства США к более свободному мировому порядку, который позволит Китаю усилить свое влияние, а России — обрести большую свободу действий, — написал он. — Они также видят, что этот процесс перехода набирает скорость».
Г-н Путин и г-н Си спровоцировали разговоры о серьезных изменениях в двусторонних отношениях в апреле 2014 года, объявив о заключении 400-миллиардной сделки на продажу российского природного газа Китаю. Но уже в ноябре 2014 года стороны объявили о планах по строительству второго газопровода, по которому российские нефть и газ будут поставляться китайским покупателям.
Укрепление связей
В прошлом году некоторые эксперты утверждали, что эти сделки свидетельствуют не столько об альянсе между странами, сколько об отчаянии г-на Путина, который столкнулся с угрозой международной изоляции и экономическими санкциями, введенными США и Европой в связи с войной на Украине и аннексией Крыма. Однако в этом году целый ряд сигналов свидетельствует о том, что связи между этими двумя странами стали гораздо прочнее.
К таким сигналам можно отнести следующие шаги:
• В марте российский государственный производитель самолетов обнародовал график производственных работ в рамках совместного предприятия с китайской корпорацией Commercial Aircraft по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, который должен быть закончен к 2025 году. Большая часть финансирования этого 13-миллиардного проекта ляжет на плечи Китая. В апреле Китай стал первым иностранным покупателем новейшего ракетного комплекса С-400 в рамках 3-миллиардной сделки, сроки которой должны завершиться к 2017 году. Продажа С-400 снова «подчеркивает стратегический уровень наших отношений», как сказал Анатолий Исайкин, глава государственной компании «Рособоронэкспорт», в беседе с репортерами российской газеты «Коммерсант».
• Россия стала членом-основателем и главным спонсором Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, предложенного Пекином 100-миллиардного банка развития, который многие аналитики считают вызовом Всемирному банку и другим западным финансовым институтам. На этой неделе заместитель министра экономического развития России Станислав Воскресенский сказал в беседе с репортерами, что Россия может стать третьим по значению спонсором среди десятков стран — в этот список не вошли ни США, ни Япония — которые присоединились к этому инвестиционному банку, и что Россия может получить место в его совете директоров.
• На этой неделе г-н Рогозин и китайский вице-премьер Ван Ян (Wang Yang) подробно обсудили планы по сотрудничеству в освоении космоса на ближайшие несколько десятилетий. Г-н Рогозин сказал, что Пекин и Москву объединяют «глубокое взаимопонимание и общие интересы» в их совместных проектах по освоению космоса. В феврале заместитель министра иностранных дел Китая Чэн Гопин (Cheng Guoping) сообщил, что Китай планирует наладить сотрудничество с Россией в ряде сфер, в том числе в сфере космических проектов, поскольку Пекин сейчас работает над созданием ракеты «Чанчжэн-9» в преддверии первого полета китайских космонавтов на Луну.
• Совместные военно-морские учения, о которых было объявлено в четверг, 30 апреля, стали очередным шагом в рамках расширяющегося неформального военного сотрудничества между Китаем и Россией, как утверждают военные аналитики. В этих учениях примут участие девять боевых надводных кораблей, и в ходе них будет отрабатываться оборона на море, пополнение запасов, конвоирование судов и другие задачи, как сообщил представитель Министерства обороны Китая Гэн Яньшен (Geng Yansheng).
Подчеркнув, что первые совместные учения в Средиземном море не будут направлены против других стран, г-н Гэн воспользовался моментом, чтобы подвергнуть резкой критике американо-японский оборонный договор, подписанный премьер-министром Синдзо Абэ (Shinzo Abe) в ходе его визита в США на этой неделе.
«Какое влияние это окажет на мир и стабильность в регионе и во всем мире, если военный альянс между США и Японией усилится и они распространят свое сотрудничество в сфере обороны на весь мир? — сказал г-н Гэн. — Это тот вопрос, который должны себе задать все стороны».
Аналитики предупреждают, что прежние прогнозы относительно укрепления связей между Москвой и Пекином оказались преувеличенными, и напоминают, что в прошлом Советский Союз и Китайская народная республика Мао Цзэдуна неоднократно спорили и даже воевали друг с другом в 1969 году. Российские аналитики открыто высказывают опасения, что Москва обречена стать «младшим партнером» в любом альянсе, учитывая рост благосостояния и экономического влияния Китая.
По словам г-на Тренина из Центра Карнеги, это укрепление отношений может оказаться довольно значительным, потому что у этих двух стран нет других сильных союзников, которые могли бы помочь им в усилении их влияния и оспаривании созданного США порядка в Европе и Азии. Он добавил, что г-н Путин и г-н Си имеют достаточно стимулом, влияния и уверенности в своих позициях внутри их стран, чтобы укреплять этот альянс.
«С этого нового уровня, достигнутого в 2014 году, отношения между Москвой и Пекином, вероятнее всего, продолжат развиваться в ряде ключевых сфер, — написал он. — Вместо Великой Европы от Лиссабона до Владивостока сейчас формируется Великая Азия от Шанхая до Санкт-Петербурга».
Оригинал публикации: New Russia-China alliance latest diplomatic, strategic blow to Obama
Опубликовано: 01/05/2015