Сущность и функции национальной идеи страны

отметили
5
человек
в архиве
Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация (Ф.М.Достоевский)
Может сложиться впечатление, что авторы претендуют на совершенно оригинальный подход к теме национальной идеи. Что не просмотрены десятки предыдущих подходов и сотни работ предшественников и современных исследователей. Это не так. При работе в предложенном методологическом подходе был изучен богатый опыт; и хотя авторы критически относятся к нему, применительно к поставленной задаче — определить национальную идею как ядро деятельности, активную управленческую программу, генератор конституции и основополагающих государственное развитие доктрин, — было важно видеть весь интеллектуальный контекст. Главное авторское намерение — что вновь необходимо подчеркнуть — заключается в стремлении придать национальной идее энергию действия, потенциал организации жизни страны. Она нужна не сама по себе как блестящее интеллектуальное упражнение. Она нужна для действия, управления, движения к успеху народа и страны в целом. Для самоорганизации, целеполагания и движения к цели. Содержание национальной идеи для авторов является императивным. И тем более интересно рассмотреть, что же понимали предшественники, оперируя вроде бы похожей формулой — «национальная идея».
Характерной чертой интеллектуальной жизни российского общества всегда выступал постоянный поиск смысла его существования, определения места России в мировой «системе координат» и ее высшего предназначения. Концепция «Москва — Третий Рим» и теория официальной народности, идея мировой революции и лозунг «нового политического мышления» — все это конкретные проявления данного поиска[1]. Понятие «национальная идея» в России появилось уже в XIX в., и называлась она тогда русской идеей. У истоков этого понятия стоял А.С. Хомяков со своей идеей «соборного спасения во Христе». Становление «русской идеи» связано с именами Вл.С.Соловьева, Ф.М. Достоевского[2], Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, И.А.Ильина, П.А.Флоренского и других русских мыслителей. Актуализируя разные стороны этой проблемы, они обратили внимание, что для русского человека «сакральное спасение» ассоциируется не с индивидом, но с неким мистическим коллективом, объединенным не территориально, а духовно[3]. Оригинальная постановка вопроса о русской идее в творчестве И.А.Ильина исходит из концепции четырехмерности русской идеи: русская религиозность, русское искусство, русская наука и русское право[4].
Ряд современных исследователей объявляет «русскую идею» мифологемой, призванной подчеркнуть своеобразие российского человека, т.е. те свойства, которые отличают его от человека Запада и определяют особенности исторического развития России. По мнению противников национальной идеи, рассматриваемой в данном воплощении, последняя, как любая мифологема, не поддается однозначной интерпретации и включает разные смыслы: «соборность» — у А.С.Хомякова, «всеединство» — у Вл.Соловьева, «вселенское служение» — у Вяч. Иванова, идею «созерцающего сердца» — у И.А.Ильина
<a href=«rusrand.ru/analytics/iborlov-suschnost-i-funktsii-natsional
Добавил andriotel andriotel 18 Марта 2015
проблема (4)
Комментарии участников:
Игемон
+1
Игемон, 18 Марта 2015 , url
Так есть у нас уже идея высшая: воровать и народ свой гнобить. Есть бесплатная медицина, при которой, если не заплатишь, хрен выживешь. Есть бесплатное образование за которое нужно платить. Есть работа, за которую платить не надо много, потому что куда деваться «бедному крестьянину». Есть пенсионеры, которые раз в год с такой пенсии могут выехать аж за город, посмотреть, а живут ли там люди. При своей нефти имеем бензин как в США стоящий и прочая, и прочая


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать