Углепластиковые сливки

отметили
47
человек
в архиве
Углепластиковые сливки
В российской промышленности произошла углеродная революция. В «Алабуге» (Татарстан) открылась одна из крупнейших в мире линий по производству углеволокна, самого перспективного материала XXI века.

Инженерный мир одержим сбросом веса, тут углепластики незаменимы. Лучшие сорта в шесть раз прочнее титана, при этом впятеро легче высокопрочной стали, в 1,5–2 раза легче алюминия. Карбон долго был оборонным продуктом, но сейчас идёт не только на обшивку самолётов-невидимок и космические антенны, но и в тормозные диски, подшипники, детали двигателей и арматуру бетонных плит.

По статистике, космос и авиапром потребляют 20% композитов, 40% уходят транспорту и строителям, 15% электронике и машиностроению. По всем фронтам спрос бурно растёт. По прогнозам, к 2020 г. мировое производство углеволокна увеличится с нынешних 90 до 240–260 тыс. т в год. Цены на карбон тоже на высоте – когда несколько лет назад наметился дефицит, стоимость разом подпрыгнула вдвое. Пока углепластиковые сливки в основном снимают немцы и японцы, но их быстро догоняет Китай. Для КНР это дело государственной важности, за 11‑ю пятилетку, которая закончилась в 2010 г., выпуск углеволокна нарастили до 3 тыс. т в год, в планах на 12-ю пятилетку – 10–12 тыс. т в год.
Завод «Алабуга-Волокно» в особой экономической зоне «Алабуга». Фото ОЭЗ «АЛАБУГА» / www.alabuga.ruисточник: argumenti.ru

В России до недавнего времени с углепластиком было негусто. Эти материалы применяют в ядерных боеприпасах и центрифугах для обогащения урана, поэтому исторически карбоновое направление развивали атомщики. В 1970-х гг. советский Минсредмаш построил три секретных углеволоконных предприятия, в том числе саратовский «Аргон» и челябинский ЗУКМ. В 2008 г. их объединили в госхолдинг, который отошёл Росатому. Долгое время дело двигалось ни шатко ни валко. Росатом не спешил с развитием, потому что потребности были скромные, российская промышленность закупала не более 350 т композитов в год (0,4% мирового спроса). Крупнейшим «углепластиковым проектом» до сих пор остаётся космический комплекс «Энергия-Буран», где этот материал использовался очень широко.

Главное – на собственные нужды Росатому хватало, производство обеспечивало 120 т в год. Но на перспективу этого до обидного мало.
Например, в лайнерах «Аэробус А350» и «Боинг-787» половину веса составляют композиты, 20% – алюминий, 15% – титан. На каждую такую машину нужно 30–50 т углепластика. Перспективный российский лайнер МС-21, на который уже собрано 160 заказов, получил композитные крылья. Военные не отстают, истребитель пятого поколения Т‑50 (ПАК ФА) углепластиковый на четверть, его обшивка – на 70%. Ожидается, уже на первом этапе ВВС закажут 60 таких истребителей (стоимостью 6 млрд. руб. каждый), для их постройки потребуется не менее 300 т композитов.

Так что спрос будет огромным. Наследник Минсредмаша долго заряжал, но в итоге пальнул неплохо. Росатом вложил 4 млрд. руб. в новое предприятие в «Алабу
Добавил badbag badbag 13 Марта 2015
проблема (1)
Комментарии участников:
scrooge
+1
scrooge, 13 Марта 2015 , url
До сегодняшнего дня даже не знал о существовании Особой Экономической Зоны Алабуга =/
Энди Вертнев
+1
Энди Вертнев, 13 Марта 2015 , url
Отличная новость — «Даешь карбон!»
rusinvent
0
rusinvent, 13 Марта 2015 , url
У них есть сайт? нужны недорогие лёгкие рамы для велосипедов
badbag
0
badbag, 13 Марта 2015 , url
www.alabuga.ru тут наверное
badbag
0
badbag, 13 Марта 2015 , url
а нет, там только веб -камера их, вот правильный сайт с контактами www.hccomposite.com/company/structure/156/
rusinvent
0
rusinvent, 13 Марта 2015 , url
Спасибо большое! Написал на сайте запрос
ROM 74
0
ROM 74, 13 Марта 2015 , url
Город на русском языке называется Елабуга а Алабуга это на татарском.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать