Комментарии участников:
Как все непросто оказывается…
«Дело сдвинулось после того, как 22 декабря (2014 года) Ватикан назначил меня делегатом для душепастырского округа Римско-католической церкви в Крыму и городе федерального значения Севастополе», — сообщил епископ, уточнив, что это — «форма договоренности между Ватиканом и Российской Федерацией».
… источники «НГ-Религии» в Риме также сообщают о тех обещаниях, которые дает Святой престол. Согласно этим сведениям, апостольская столица действительно намерена вывести «пастырский округ» Крыма, о котором говорят местные католики, из состава украинского диоцеза и перевести под прямое папское правление. Проблема в том, что эти обещания даются на словах и никак не закреплены в договоре или какой-то иной юридической форме.
… если бы Ватикан реально образовал независимый от Одессы округ, это бы де-факто означало признание Ватиканом российского суверенитета над Крымом и Севастополем, что было бы чрезвычайно полезно в условиях международной изоляции нашей страны. Однако пока этот процесс идет по принципу «утром деньги — вечером стулья». Возможно, стоило бы сначала дождаться от Святого престола специального декрета на этот счет, а затем приступать к регистрации приходов, которые затем образуют независимую от Украины централизованную организацию.
На Ватикан оказывают давление также греко-католики Украины, которые располагают примерно таким же числом приходов в Крыму, что и римо-католики. Правозащитник и вице-ректор Украинского католического университета во Львове Мирослав Маринович опубликовал статью на сайте Религиозно-информационной службы Украины, в которой упрекает Ватикан в том, что тот отдает предпочтение отношениям с РПЦ перед интересами Украины.
Проблемы с подчинением украинским объединениям свойственны не только римо-католикам Крыма. Ситуация с их единоверцами восточного обряда еще более сложная, что признает в своем интервью епископ Яцек Пыль. Здесь российские власти, по его словам, пошли по аналогичному пути: сначала зарегистрировать отдельные общины, а потом те должны объединиться в особый Крымский экзархат, который опять же обещает создать Ватикан. «Нас, римо-католиков, воспринимают иначе, потому что мы зарегистрированы в России, все нормально, — замечает епископ. — На них же смотрят по-другому в связи с тем, что украинские греко-католики сильно засветились на Майдане, во всей этой ситуации в конфликте с Россией (как они считают). Поэтому знаю, что зарегистрироваться им будет непросто, но они будут пытаться это сделать».
Думается, на католических общинах проблемы перерегистрации в Крыму и Севастополе не закончатся. Здесь представлены такие движения, как свидетели Иеговы (37 юрлиц), Киевский патриархат (45), Украинская автокефальная православная церковь (10), множество протестантских деноминаций, в том числе баптисты (69), и др., многие из которых канонически связаны с заграничными религиозными центрами. Палитра религиозной жизни в Крыму очень пестрая. Всего в двух новых субъектах Российской Федерации примерно полторы тысячи общин и процесс их легитимации может оказаться очень долгим, заключает «НГ-Религии».