Комментарии участников:
Что ж, обратимся к матчасти. Хаос породил Небо, Землю, Море, которые в различных сочетаниях породили другие божества и так далее, вплоть до животных и людей. Это называется космогония — сотворение мира. Греческий термин, между прочим.
Еще насчет матчасти и еврейских сказок. Рекомендую замечательную книгу Якова Эммануиловича Голосовкера «Сказания о титанах» — удивительная трактовка греческой мифологии.
Еще насчет матчасти и еврейских сказок. Рекомендую замечательную книгу Якова Эммануиловича Голосовкера «Сказания о титанах» — удивительная трактовка греческой мифологии.
Не так, совсем не так. Во-первых, хаос это не бог, а просто — хаос. Во-вторых, он не породил Небо, Землю, Море. А из него появились несколько богов, которые потом породили уже Небо, Землю и Море. Чувствуете принципиальную разницу?
Якова Иммануиловича, я конечно прочитаю, но даже по имени отчеству примерно ясно что там будет.
Якова Иммануиловича, я конечно прочитаю, но даже по имени отчеству примерно ясно что там будет.
Ах да! Голосовкера прочтите обязательно. Это не имеет отношения к нашему обсуждению, просто я всем его рекомендую. Интереснейшая трактовка греческой мифологии!
А еще мне интересно, сможете ли Вы, несмотря на то, что Вам уже все «примерно ясно», найти какую-нибудь связь с его «именем-отчеством»))
А еще мне интересно, сможете ли Вы, несмотря на то, что Вам уже все «примерно ясно», найти какую-нибудь связь с его «именем-отчеством»))
Прочту, конечно. Почти уверен, что-то с иудейской наклонностью.
Кстати, «трактование» это сугубо авраамический подход к религии. По сути «трактование» и становится новой религией. Например, христианство. Кто такой Христос? Да просто толкователь — «Не нарушить пришел я закон, но исполнить» иудаизма, который потом через Павла развился в христианскую секту. Нет никакого трактования в других верованиях, например, в иудаизме. Так всё по-другому.
Кстати, «трактование» это сугубо авраамический подход к религии. По сути «трактование» и становится новой религией. Например, христианство. Кто такой Христос? Да просто толкователь — «Не нарушить пришел я закон, но исполнить» иудаизма, который потом через Павла развился в христианскую секту. Нет никакого трактования в других верованиях, например, в иудаизме. Так всё по-другому.
Все-таки, наверное, не стоит быть слишком уж категоричным при обсуждении такого темного вопроса как космогония, описанная тысячи лет назад. Давайте обратимся, как Вы выражаетесь, к матчасти. Один из основных источников в наше время — Гесиод с его «Теогонией», что в переводе с греческого (коль скоро Вы не обратили внимания на перевод слова «космогония») означает «сотворение, порождение, происхождение богов». И чье же имя мы встречаем там первым? Читаем:
Что же было «следом»?
Ну, дальше у них веселее дело пошло, они взялись порождать, соединяясь в различных сочетаниях Ночь, День, Небо, Море, Океан…
Конечно, порядок сотворения мира у греческих богов иной, да и сам принцип двуполый, а не эээ… индустриальный, что ли, как в библии, где Бог мастерит Вселенную за семь дней))).
Однако, это все детали. Главное, что мы нашли четкий, подтвержденный источниками ответ на Вашу реплику
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следомОбращаю Ваше внимание — первое имя в «Происхождении богов» — Хаос, который зародился. Интересно было бы проследить, как Хаос Гесиода превратился в современный «просто хаос», но, к сожалению, нет времени. Оставим это будущим исследователям))
Что же было «следом»?
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,Как видим, Гея-Земля зародилась-таки из Хаоса
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.
Ну, дальше у них веселее дело пошло, они взялись порождать, соединяясь в различных сочетаниях Ночь, День, Небо, Море, Океан…
Конечно, порядок сотворения мира у греческих богов иной, да и сам принцип двуполый, а не эээ… индустриальный, что ли, как в библии, где Бог мастерит Вселенную за семь дней))).
Однако, это все детали. Главное, что мы нашли четкий, подтвержденный источниками ответ на Вашу реплику
Греческие боги НЕ создавали мир
Я немного в курсе греческой мифологии, а также изучал христианские догматы. Поэтому легко вам расскажу вкратце различие, о котором вы упомянули.
Христианский (он же иудейский, он же мусульманский) бог принципиально, не зародился, а существовал всегда. Это категорически принципиально для авраамических религий. И бог именно осознано создал весь мир как акт своего желания. Глагол же зародился, как вы понимаете имеет совершенно иной смысл.
Вот и всё. Разумеется очень-очень упрощенно и кратко.
Христианский (он же иудейский, он же мусульманский) бог принципиально, не зародился, а существовал всегда. Это категорически принципиально для авраамических религий. И бог именно осознано создал весь мир как акт своего желания. Глагол же зародился, как вы понимаете имеет совершенно иной смысл.
Обращаю Ваше внимание — первое имяДа, ровно потому что как-то надо было назвать это. Это первое имя, но не первый бог. Он ничего не создавал, он просто есть, а из него «зарождаются» первобоги, и потом всё остальное. Т.е. хаос вполне мог «не хотеть» зарождения, и следовательно он не имеет отношения к тому, что родилось. Повторяю, это крайне принципиальное отличие от имеющего воли бога «ветхого завета» и последующих сект на его основе. Именно поэтому Хаос, как первооснову (но не первопричину) нельзя никаким образом осуждать в создании детского рака.
Вот и всё. Разумеется очень-очень упрощенно и кратко.
Христианский (он же иудейский, он же мусульманский) бог принципиально, не зародился, а существовал всегда. Это категорически принципиально для авраамических религий.Но не принципиально для нашей дискуссии. Давайте все же вернемся к изначальной теме, сформулированной Вами:
Греческие боги НЕ создавали мир.
Для нас нет абсолютно никакой разницы, рожден ли бог или существовал извечно, ведь мы рассматриваем уже сотворение мира самим богом. Легко видеть параллели в библейском и греческом космогенезисе: сотворение земли, неба, дня. Да механизмы творения различаются, но это не отменяет того факта, что греческие боги создавали мир.
И да, что побудило хаос к началу творения, мы точно сказать не можем, как не можем сказать точно, творил ли он вообще что-нибудь, ведь как видим из приведенной мною цитаты из Гесиода, троица Гея-Тартар-Эрос появилась следом за Хаосом, но не факт что из него.
И вот, если рассматривать эту троицу как начало акта творения мира, то легко видеть, что третьим из нее является Эрос — персонификация именно желания творения. Именно после него были сотворены все остальные (небо, день и т.д.). То есть греческий космогенезис протекал тоже с бааальшим желанием;))
Согласен, давайте вернемся к тезису
Смотрите, в древнегреческой философии Хаос, это не бог. Он ни с кем не совокуплялся, никого не родил и никого и ничего не создал. Это просто было первоначальное состояние мира, которое получило вот такое имя собственное. Из него появились уже появились «боги», примерно так:
источник: i049.radikal.ru
Далее
Соласитесь, если бы в Торе было написано «и из Бога появился Авраам», то вся библия трактовалась мягко говоря иначе, чем общепринято.
Поэтому возвращаемся к основной тезе — создание мира не было волевым актом творения Хаоса. Потому что сам Хаос и есть мир, точнее его «предварительное» состояние — до появления пантеона богов и всего остального. В отличии от кардинального другого подхода авраамического «бога». Который был «в начале мира» и решил сделать «землю и небо».
греческие боги создавали мир.
Смотрите, в древнегреческой философии Хаос, это не бог. Он ни с кем не совокуплялся, никого не родил и никого и ничего не создал. Это просто было первоначальное состояние мира, которое получило вот такое имя собственное. Из него появились уже появились «боги», примерно так:

Далее
что побудило хаос к началу творения. Нет такой трактовки. Хаос не «решил» создать богов. Они из него «появились». Почему, как и зачем не важно. Важно, что нет упоминания о «и решил Хаос сделать Гею». Если вы покажите мне хотя бы одну трактовку, где Хаос проявил хоть какую-то свою волю — буду вам признателен.
Соласитесь, если бы в Торе было написано «и из Бога появился Авраам», то вся библия трактовалась мягко говоря иначе, чем общепринято.
Поэтому возвращаемся к основной тезе — создание мира не было волевым актом творения Хаоса. Потому что сам Хаос и есть мир, точнее его «предварительное» состояние — до появления пантеона богов и всего остального. В отличии от кардинального другого подхода авраамического «бога». Который был «в начале мира» и решил сделать «землю и небо».