Комментарии участников:
Продолжение
В связи с этим НППРК считает необходимым установить квоту либо полностью закрыть российский импорт. Также ограничить квотой планируется ввоз российской соковой продукции, цены на которую ниже казахской в среднем на 25-30%.
Общий импорт нефтепродуктов в Казахстане в 2014 году составил 1,7 млн тонн, в том числе 1,1 млн тонн из России. Сейчас, говорят участники рынка, поставки нефтепродуктов начали расти: пошлинами и акцизами они не облагаются, а из-за девальвации рубля стоимость российской продукции примерно на 30% меньше, чем казахской. Увеличивают отгрузки Уфимский НПЗ «Башнефти», Орский НПЗ «Русснефти» и «Газпром нефтехим Салават», уточняет один из собеседников «Ъ». «Мы объясняем, что поставляют компании, а не Россия, повлиять напрямую мы на них не можем»,— поясняет он. Собеседники «Ъ» говорят, что Казахстан хочет ввести ограничения на импорт российских нефтепродуктов на полгода. «Но насколько это реально — вопрос, восполнить дефицит собственными мощностями Казахстан вряд ли сможет»,— отмечает собеседник «Ъ».
О возможности ограничения поставок в Казахстан автомобилей (85 тыс. легковых машин 2014 году) в среду уже упоминал замминистра по инвестициям и развитию страны Альберт Рау. «Казахские автодилеры серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в декабре, когда на фоне падения курса рубля в Казахстан хлынул поток дешевых автомобилей из России»,— говорит один из источников «Ъ» на авторынке. В конце 2014 года российские дилеры констатировали масштабные закупки автомобилей в целом из стран СНГ. Резко возросший импорт угрожает в частности сборочным проектам в Казахстане — на мощностях «Азия Авто» в Усть-Каменогорске выпускаются Skoda, Chevrolet, KIA и Lada 4x4. А на СарыаркаАвтоПром производят SsangYong и Iveco, а также внедорожник Toyota Fortuner. Сейчас, утверждают источники «Ъ», речь идет об ограничении в первую очередь серых продаж, а не официальных поставок заводов, которые могут влиять на конечные цены. Но механизм пока не понятен. По данным собеседников «Ъ», Астана рассматривала различные варианты от лицензирования поставщиков машин и внесения особых отметок в техдокументацию автомобилей, о том, что они пришли от официального поставщика, до введения прямой квоты на поставки, в том числе официальные.
Казахстан не впервые пытается ограничить импорт из России. В ноябре Астана вводила запрет на поставки российской водки, пива и пивных напитков, мотивируя это их несоответствием новым требованиям по маркировке импортных товаров. Но действие ограничений продлилось всего несколько дней: после консультаций российским импортерам дали возможность до 1 января устранить нарушения. Возникали и проблемы с поставками топлива: временные ограничения были наложены в 2013 году. В итоге импорт российских нефтепродуктов перешел под контроль государственного «Казмунайгаза», и летом 2014 года ограничения были сняты. Источники «Ъ» объясняли те проблемы желанием Казахстана развивать собственную переработку и увеличивать толлинговые операции с Китаем.
В последнее время российско-казахские отношения, несмотря на формально тесное сотрудничество в рамках Таможенного союза, выглядят все более напряженными. Ряд экспертов связывают это с эскалацией украинского кризиса: Астана опасается, что в той или иной ситуации Москва может попытаться разыграть в бывшей среднеазиатской республике со значительной частью русскоязычного населения «восточно-украинский сценарий». Кроме того, Казахстан активно дает понять, что развитие евразийских интеграционных проектов с Москвой не должно идти в ущерб политическому суверенитету страны. В сентябре прошлого года президент Нурсултан Назарбаев даже предупредил, что Астана может отказаться от Евразийского союза. И хотя пока всерьез о выходе Казахстана из главного интеграционного проекта в СНГ речи не идет, Астана дала понять: экономическую интеграцию не следует трактовать как готовность безоговорочно следовать курсу Москвы по Украине и другим мировым кризисам.
Ну и правильно. Как-то регулировать эти вещи надо, чтобы не разрушить внутренние производства регионов. Сейчас так, потом исправится или по-другому повернется.
По логике, раз уж мы в одном экономическом пространстве, снижение цены на нефть должно повлиять и на Казахстан. Но но они свой тенге не делают конвертируемым и не снижают. Тогда с какой стати жаловаться? Это экономика, батенька!
Зять в Москве ниссан-жук годовалый, с пробегом 17000 и полным фаршем за 13000$ купил (включая самолёт, бензин и гостиницу). У нас (Астана) такой 22-24 000$ стоит.
Имеют право на защиту своих интересов. Наши тоже пытаются защититься, пошлины вводят, чтобы все не вывезли из страны. Хаос.