Комментарии участников:
Проект теперь не содержит и идеи замораживания зарплат в госмонополиях в 2015 году, резервируемые на борьбу регионов с безработицей средства предлагается увеличить до 82,6 миллиарда рублей, более 100 миллиардов рублей, видимо, будут выделены в 2015 году в виде поддержки получателей материнского капитала. Наконец, уверенность правительства в том, что в 2015 году у него будут средства на рост социальных расходов, подтверждается и наличием в последней версии плана еще 50 миллиардов рублей аграриям «для нивелирования конъюнктурных и природно-климатических рисков», пишет издание.
Банк плохих активов
Антикризисные предложения для финансового сектора в их финальной версии также заметно изменились по сравнению с первыми наработками, пишет «Коммерсант». Вместо радикального смягчения регулирования банкам предлагается рефинансировать внешние долги хороших заемщиков по внешним же ставкам, а плохие — отдавать на оздоровление ВЭБу или складировать в банк плохих активов. Таким образом, антикризисные акценты сместились со всего рынка на крупные банки и системообразующие компании.
Предложения в области финансов, изначально концентрировавшиеся на радикальном ослаблении банковского регулирования, теперь вообще не затрагивают эту тему. Соответственно, больше не предлагается отказ от «Базеля-II» и «Базеля-III», поблажки по коэффициентам риска для отдельных категорий заемщиков и видов кредитов.
Вместо регуляторных послаблений МЭР теперь предлагает крупнейшим банкам дать денег из ФНБ (в плане прямо упоминаются ВТБ на 150 миллиардов рублей и Газпромбанк на 100 миллиардов рублей, Сбербанк денег не просил), обязать их на эти средства кредитовать приоритетные отрасли реального сектора не менее чем на 1% прироста кредитного портфеля в месяц, а также придумать, как рефинансировать внешние долги хороших российских заемщиков из числа системообразующих предприятий силами российских уполномоченных банков на докризисных условиях.
Среди других новых предложений — выделить ВЭБу 300 миллиардов рублей на санацию проблемных системообразующих предприятий, а для остальных заемщиков на случай невозможности обслуживать кредиты создать банк плохих активов.
Но не всем проблемным компаниям будет доступна и санация через ВЭБ. В частности, выделяемые 300 миллиардов рублей не планируется пускать на оздоровление «Мечела», одного из самых проблемных заемщиков для крупнейших банков, сообщил источник издания, близкий к ВЭБу. По его словам, не попадут под санацию и те компании, у которых сейчас есть лишь потенциальный риск утратить устойчивость.
Цена вопроса
Минфин во вторник направил в правительство отзыв на проект антикризисного плана Минэкономразвития, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на имеющуюся копию письма. У министерства концептуальные замечания: не обновлен макроэкономический прогноз, нет анализа проблем и рисков, не определены приоритеты и главные направления поддержки, не оценен ее эффект.
С учетом выпадающих доходов из-за предлагаемых налоговых послаблений общая стоимость плана — около 2 триллионов рублей, указывает Минфин: не учтены последствия для консолидированного бюджета, нет предложений по оптимизации расходов и увеличению доходной базы, а реализация плана рискует существенно ухудшить бюджетную ситуацию.
Однако Минэкономразвития не согласно с данной цифрой. Оценка стоимости плана, выполненная Минфином, серьезно завышена, сообщил изданию замминистра экономического развития Николай Подгузов.
Минфин, как и все правительство, работает над антикризисным планом и представит свои предложения, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. С точки зрения бюджетной политики Минфин видит целью бездефицитный бюджет в среднесрочной перспективе при цене нефти 70 долларов за баррель, а для этого нужны серьезные решения по приоритизации расходов, по пенсионной реформе, по изменению структуры расходов, настаивает он.
Бюджетные потери в размере 2 триллионов рублей означают, что придется потратить половину Резервного фонда, подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Это можно делать, только если точно знаешь, что нефть вернется к ценам в 100 долларов за баррель, добавил он.
Но снижение цен на нефть носит структурный характер, подчеркивается в замечаниях Минфина: даже в случае если реализуется оптимистичный сценарий и котировки в среднесрочной перспективе вернутся к 70 долларам за баррель, структурный дефицит бюджета все равно превысит 3% ВВП.
И у частного, и у государственного сектора сокращаются доступные ресурсы — в такой ситуации нужна макроэкономическая стабильность, призывает Минфин. Его рецепт — придерживаться консервативной бюджетной политики и создать условия для снижения ключевой ставки, «ограничив „инфляционное давление“: например, отвязать индексацию любых расходов от уровня фактической инфляции, ограничить рост регулируемых тарифов и „разработать и реализовать комплекс мер по повышению конкуренции“.
Проект теперь не содержит и идеи замораживания зарплат в госмонополиях в 2015 годуну не готовы они жертвовать своими зарплатами, даже ради оптимизации расходов в кризисный период…
Главное новшество плана — официальное предоставление Белому дому менять действующий бюджет на 2015 год прямым изменением текстов госпрограмм.наперсточники… кручу верчу запутать хочу…
