Комментарии участников:
Кое-что из Заключения в докладе:
Исследование подтвердило факт отсутствия у студентов четкого понимания карьерных перспектив и, как следствие — недооценку важности преподаваемых знаний (около 30 % студентов считают, что большинство преподаваемых знаний не пригодится им в будущем). Студент уверен, что не испытает проблем с трудоустройством и не особенно сильно мотивирован старательно учиться. Как пример проявления данного
факта — незнание иностранного языка (76% выпускников не могут проити собеседование на английском языке), что показывает не только непонимание важности языка студен- том, но и низкий уровень школьной и вузовской подготовки по критически важному для рынка предмету. Усиление языковой подготовки во всей системе образования является залогом восприятия лучшего мирового опыта и зарубежных технологий, что в итоге влияет на конкурентоспособность отечественной ИТ-индустрии на мировом рынке.
Подавляющее большинство студентов трудоустраивается ещё во время обучения, что отнимает у них время и создает дополнительные фильтры и приоритеты в изучении материалов типа «это мне в текущей работе не пригодится» (половина студентов посещает занятия выборочно, по интересу
или необходимости). В результате выпускник в большинстве случаев имеет скудный багаж реальных знаний, недостаточныйдля успешнойработы, что вынуждает 87% молодых ИТ-специалистов инвестировать дополнительное время в дообучение параллельно с работой (хотя отчасти это является следствием недостаточно актуальных знаний, преподаваемых в вузе — см. п. 4.a). Выраженный спрос на ИТ-кадры отвлекает учащихся от процесса обучения, в целом снижает эффективность образования. Как один из побочных эффектов наблюдается уже сложившаяся практика возмещения недостающих ИТ-кадров на рынке профессионалами из других специальностей — физики, математики, экономис- ты и пр. Представители ИТ-компаний объясняют это тем, что зачастую для решения специфических задач в ИТ-консалтинге и системной интеграции гораздо быстрее и эффективнее взять на работу бухгалтера, финансиста, экономиста или специалиста другого профиля и дозированно обучить его прикладным технологиям.