Те, кто разделил «неделимое»

отметил
1
человек
в архиве
Слово «атом» родилось в V веке до нашей эры. В переводе с древнегреческого «атомос» означает «неделимый», и именно так назвал мельчайшие частицы вещества философ из Фракии Левкипп. Идею укрепил и развил ученик Левкиппа, гораздо более известный философ и мудрец Демокрит Абдерский, который и считается основоположником атомистической теории и даже вообще материализма. По Демокриту, самые маленькие частицы, на которые можно «раздробить» вещество, сами уже не делятся, поэтому они и «атомосы». Они определяют свойства веществ, которые составляют. Например, атомы воды «гладкие», поэтому она течет; атомы твердых тел шероховатые, поэтому накрепко сцепляются друг с другом, а атомы огня – «острые», поэтому огонь обжигает. Но за сотни тысяч лет до Левкиппа и Демокрита предки человека разумного приручили огонь. Красноречива легенда о Прометее – титане, который принес людям огонь и научил их, как обратить себе на пользу его «острые атомы». А о прометеях нового времени, доказавших, что «неделимые» — делимы и это тоже можно обратить на пользу людям, рассказывают уже современные «легенды»…

«Был он физик-атомщик, физик-термоядерщик»

Прометеями ядерной физики стали героические ученые конца XIX – начала ХХ веков Анри Беккерель, открывший радиоактивность руды урана, Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри, открывшие радиоактивные элементы полоний и радий. Потом ученые задумались о причинах радиоактивного излучения и пришли к выводу, что оно обусловлено процессами, происходящими внутри атомов. А значит, атомы делимы! Английский физик Джозеф-Джон Томсон открыл электрон, его гениальный земляк Эрнест Резерфорд обосновал «планетарную» модель атома, по которой электроны вращаются вокруг ядра наподобие планет Солнечной системы. Резерфорд связал радиоактивность с ядром атома, затем ученые открыли нейтроны и протоны и стали размышлять о том, что будет, если ядро разделить. В 1939 году Яков Зельдович и Юлий Харитон теоретически показали возможность осуществления цепной реакции деления ядер урана-235. В нацистской Германии во время войны цепную реакцию деления ядер урана осуществили на практике. Примерно в это же время вели работы в области цепной ядерной реакции американцы под руководством Энрико Ферми и советские ученые под началом Игоря Курчатова. Потом, по итогам Второй мировой, человечество познакомилось с грозным детищем ядерной физики в виде атомной бомбы. И только когда топор войны вроде бы закопали и война перешла в стадию «холодной», мировые державы задумались о том, чтобы направить атомную энергию в мирное русло. В принципе человечество уже обдумывало идею более прогрессивных источников энергии, чем каменный уголь или нефть, поскольку специалистам было очевидно, что их запасы не бесконечны, а добыча все более трудна. И вот атомные реакторы, уже существовавшие для создания ядерного оружия, было решено перепрофилировать. Через десять лет после теоретического обоснования цепной реакции Зельдовича и Харитона в СССР создается первая лаборатория по разработке мирных атомных реакторов, которые давали бы свет и тепло и двигали бы транспортные средства. Еще через 4 года в городе Обнинске Калужской области была пущена станция, вошедшая в историю как Первая АЭС. Ее реактор официально именовался «АМ-1» («Атом мирный»). Она проработала 48 лет – на 18 лет дольше, чем планировалось. Теперь там музей истории развития атомной энергетики.

«Папа нам расскажет, если мы попросим, про ядро урана-двести тридцать восемь…»Как работает реактор? В нем происходит управ​ля​е​мая цеп​ная ядер​ная реак​ция с выде​ле​нием тепла. В качестве топлива используется чаще всего изотоп урана с атомной массой 235, чьи атомные ядра, распадаясь, приводят к выбросу свободных нейтронов, которые провоцируют распад прочих ядер урана-235. Это самоподдерживающаяся цепная реакция, поэтому именно эти изотопы нужны для ядерной энергетики. Самый же распространенный изотоп урана – с атомной массой 238, он для реакторов слишком «неповоротлив». Поэтому уран-235 приходится довольно сложным способом выделять из природного урана – это называется обогащением.

При цепной реакции выделяется большое количество тепла, которое переходит в теплоноситель (как правило, обычную воду). Вода нагревается до чудовищной температуры – около 300 градусов по Цельсию, и греет теплоноситель второго контура – тоже воду, только не бывшую внутри реактора. Она в виде перегретого пара под давлением и поступает на лопатки турбин, которые, вращаясь, вырабатывают электричество.

Получение уранового топлива – процесс трудоемкий, зато оно обладает феноменальной по сравнению с прочими видами топлива эффективностью. Подумать только: энергию, выделяющуюся при расщеплении 1 килограмма урана, можно сравнить с энергией, которая получается при сжигании примерно двух с половиной тысяч тонн каменного угля! И в случае соблюдения норм радиационной безопасности сами АЭС совершенно ничем не грозят ни окружающей среде, ни работающим на них людям.

Атомная энергетика в мире дает около 17 процентов от всего производства электроэнергии и занимает третье место после угольной и гидроэнергетики. Всего в мире на сегодняшний день 440 реакторов в 31 стране. По числу энергоблоков лидируют Штаты – их там эксплуатируется сто с лишним, но больше всего атомной энергии в мире производят 58 энергоблоков Франции. А самым активным потребителем этого вида энергии является Литва, в которой 80 процентов потребности в электроэнергии обеспечивается за счет АЭС.

Ясно, что мировое сообщество не откажется от ядерной энергетики, несмотря на Чернобыль и Фукусиму. Многим развитым странам просто негде еще взять энергию, которой надо с каждым годом все больше и больше.

Очень среднее машиностроение

Россия является одной из ведущих стран мира в области атомной энергетики, занимая около 17 процентов глобального рынка ядерного топлива, более 40 процентов рынка услуг по обогащению урана и пятое место по добыче урана. Кроме того, мы помогали и помогаем внедрять атомную энергетику в мире. Еще по проектам и силами советских специалистов были построены АЭС в Германии, Словакии, Чехии, Венгрии, Болгарии, Финляндии — всего 31 энергоблок. Постсоветская Россия успешно построила и ввела в эксплуатацию два блока Тяньваньской АЭС в Китае и Бушерской АЭС в Иране.

Атомная энергетика России пережила гибель Советского Союза и кризисы относительно удачно. Во многом потому, что Министерство среднего машиностроения (советский эвфемизм для атомной промышленности) было своеобразным государством в государстве со своими структурами, обслуживающими все стороны жизни и производства. Для ядерного щита Родина ничего не жалела, так что у отрасли был потенциал, чтобы пережить трудные времена. Не тяжелое и не легкое, а особенное, среднее машиностроение оказалось в выгодном положении между капиталистическими сциллой и харибдой. «Прихватизация» практически миновала Минсредмаш – почти все активы остались в руках государства и не были разбазарены. Эксперты считают, что те частные структуры, которые все-таки образовались, оказались разумным дополнением к привычным производствам и технологическим комплексам.

Нынче российский атомный кластер составляют несколько компаний. «Росэнергоатом» объединяет в одну систему все АЭС. Концерн «ТВЭЛ» — предприятия, производящие ядерное топливо. Акционерное общество «Техснабэкспорт» выпускает и экспортирует специфические материалы и технологии, используемые в атомной промышленности. Компания «Атомстройэкспорт» выступает главным подрядчиком при строительстве АЭС за рубежом. Огромную роль продолжают играть советские еще заводы – ЗиО, ЗиД, Ижорские.

От Петра Великого до наших дней

В 2006 году президент России Владимир Путин одобрил программу развития атомной отрасли до 2030 года, согласно которой доля атомной энергетики в выработке электроэнергии должна увеличиться с сегодняшних примерно 15 до 23-25 процентов. А в 2007 году основывается государственная корпорация «Росатом», и ее глава Сергей Кириенко публично объявляет, что в России «поставлена абсолютно предметная задача — обеспечить ввод не менее двух энергоблоков в стране в год». Во исполнение этих мудрых пожеланий атомная промышленность наращивает темпы производства.

Бывший завод имени Орджоникидзе, ныне «ЗиО-Подольск», поставляет энергетическое оборудование для атомных и тепловых станций, а также оборудование для нефтегазовой и химической промышленности. «Ижорские заводы» помимо атомных реакторов и другого оборудования для АЭС способны производить спецстали, уникальные изделия из них, а также широкую гамму машиностроительной продукции, причём как для внутреннего рынка, так и на экспорт. У завода имени Дегтярева (ЗиД) (город Ковров) имелось два основных вида продукции, сделавших его знаменитым: центрифуги для разделения изотопов урана и оружие. Ныне в результате реструктуризации ЗиД сосредоточился на производстве оружия, а его собрат по оборонному комплексу – Ковровский механический завод (КМЗ) – на атомном производстве.

У всех предприятий атомной отрасли славная история, все они с самого дня основания ковали щит Родины: ЗиД начинал в Первую мировую с производства пулеметов, Ижорские заводы основал Петр Великий, чтобы производить все необходимое для судостроения и флота – заводы включали плавильные мастерские, ковку и литье, позже кирпичное и цементное производство, с развитием технологий – судовое машиностроение. В нынешнем году юбилей у их славного собрата – Подольского машиностроительного завода (ЗиО-Подольск). Предприятие отмечает 95-летие со дня основания. В огневом 1919 году завод выпустил первые паровозы для молодого советского государства, но очень скоро переориентировался на военное производство – корпусов бронетанковой техники и некоторых танков. С тех пор Подольский машиностроительный плотно занимался именнно военным машиностроением, особенно в Великую Отечественную – ремонтировал боевые Т-34, производил бронекорпуса, в том числе для легендарных «летающих танков» Ил-2, и даже участвовал в разработке систем залпового огня БМ.

После Второй мировой все эти достойные предприятия продолжили ковать щит Отчизны, только теперь уже – и ядерный. Заводы с честью прошли сквозь все испытания, выпавшие на долю России в новейшей истории, и все так же снабжают атомные электростанции страны необходимым оборудованием. Вот последние новости: «ЗиО-Подольск» поставил на Ленинградскую АЭС-2 третий из четырех требуемых парогенераторов модели ПГВ-1000МКП. Парогенераторы этой модели предназначены для новых современных атомных электростанций повышенной мощности и рассчитаны на срок службы в 60 лет. Примечательно, что корпус для парогенератора изготовил знаменитый соратник Подольского машиностроительного по атомному цеху – ОАО «Ижорские заводы». Еще с производственной площадки «ЗиО-Подольск» отгружены сепаратор центробежный для Ростовской АЭС и комплектующие к парогенератору для Нововоронежской АЭС-2.

В дни, когда это оборудование отправилось к заказчикам, руководитель госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко как раз встречался с председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым. «По пускам по этому году мы выходим на три блока», — заявил глава «Росатома», имея в виду, что госкорпорация запускает новые энергоблоки на Белоярской АЭС, а также Ростовской и Нововоронежской атомных станциях – тех самых, для которых поставляет оборудование «ЗиО-Подольск».

«Сегодня российская атомная отрасль представляет собой комплекс, состоящий из более двух с половиной сотен предприятий, в которых задействовано свыше ста девяноста тысяч человек» — сообщается на официальном сайте госкорпорации «Росатом». Достойными партнерами в отрасли выступают заводы, выпускающие необходимое оборудование, в том числе юбиляр этого года – Подольский машиностроительный.
Добавил Екатерина Дронникова Екатерина Дронникова 10 Июля 2014
проблема (3)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать