Делать плохие прогнозы в этом году особенно приятно: что ни напишешь, все сбудется. Дойдя до решающей стадии процесса верстки бюджета на 2015 год, чиновники встали как вкопанные: денег России на все задуманное не хватает, пора решать, как покрыть недостачу. Именно об этом речь шла еще в апреле, когда премьер Медведев осторожно намекнул, что бюджетное правило – это не догма, а всего лишь руководство к действию, которое, если что, не проблема переписать.
Теперь Минфин как бы отвечает премьеру: переписывать правило не обязательно, но можно, например, повысить налоги: поднять ставку налога на доходы граждан и ставку НДС, а заодно разрешить регионам вводить налог с продаж. Игра «найди источники пополнения казны» станет, видимо, главным занятием чиновников до ноября, когда определяться нужно будет уже президенту Путину: обойти вопрос недостачи такого размера в послании парламенту, очевидно, нельзя. Речь идет о совершенно фантастических суммах: с 2017 по 2020 год стране нужно где-то найти 4 трлн рублей. Но это дело перспективы, прямо сейчас у кабинета Медведева есть «лист ожидания» из нескольких ФЦП, которые признаны годными, но на которые в 2015–2016 годах чиновникам не хватает триллиона рублей. Где взять эти деньги – вот вопрос пятилетки.
источник: slon.ru
Требуется чудо
Российская экономика обсчитана с ног до головы: она зависит от небольшого набора параметров, изменяя которые можно моделировать процессы, происходящие как минимум в бюджетной системе, как максимум (в это верят чиновники Минэкономики) – повсеместно. Зная, сколько примерно будут стоить баррель нефти и рубль, можно сказать, сколько денег будет у государства и как сильно оно сможет подстегнуть рост ВВП, который все больше зависит от государственных инвестиций. В этом-то и драматизм ситуации, деньги нужны сверхплановые; тех, которые государство точно получит, не хватает. Все очень похоже на семейный бюджет: вы знаете, какая у вас получка и сколько до нее осталось, других денег у вас нет. Надо или тратить меньше, или найти халтуру, то же самое происходит и с госказной. Есть, правда, небольшие отличия. Вы можете пойти и занять у друзей или у банка, а Россия – не может. У ее друзей туго с деньгами (Китай на друга явно не тянет, больше он похож на соседа-комсомольца, который предлагает вместе растить лук на вашем балконе), а банки, западные банки прежде всего, денег ей сейчас не дадут. В правительственных бумагах чиновники это состояние новой холодной войны с Западом обтекаемо называют «ростом геополитической напряженности», объясняя при помощи этого эвфемизма и невозможность дешево занять у банков, выпустив казенные облигации, и отсутствие иностранных инвестиций.
Фактически России нужно чудо…