Многие наблюдающие за переговорами задавались вопросом: почему «Газпром» вёл длительные переговоры вместо того, чтобы гораздо раньше прекратить поставки газа на Украину? На этот вопрос даёт ответ Александр Белозёров, эксперт по экономике
Последние несколько недель можно было наблюдать сложные переговоры между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» по вопросу долгов и будущей цены на газ. Переговоры закончились отказом украинской стороны от какой-либо взвешенной позиции и вынужденным решением «Газпрома» прекратить поставки газа Украине. Поскольку вопрос остался нерешённым, и учитывая заинтересованность Европы, очевидно, что европейские политики будут настаивать на разрешении газового спора. Многие наблюдающие за переговорами задавались, однако, вопросом: почему «Газпром» вёл длительные переговоры вместо того, чтобы гораздо раньше прекратить поставки газа на Украину?
Сразу дам ответ: в этом был очевидный смысл, если рассматривать вопрос в увязке со всеми другими событиями и изменениями: военными, геополитическими и экономическими.
Следует отвергнуть предположение, что у украинских властей не было денег на оплату газа. Национальный Банк Украины (НБУ) отрапортовал о росте валютных резервов в мае сразу на 3,7 млрд. долл. до 17,9 млрд. долл. Основными источниками валюты стали МВФ (3,2 млрд. долл.), правительство США (гарантия на облигации на сумму 1 млрд. долл.), а также Европейский Союз и Мировой Банк (0,9 млрд. долл.). После погашения украинским правительством 4 июня еврооблигаций на сумму 1 млрд. долл. валюты у украинских властей остаётся всё равно достаточно.
Выплата денег «Газпрому» не мешает Украине исполнять этим летом все свои валютные обязательства перед кредиторами: необходимые количественные критерии по меморандуму МВФ (оцениваемые по состоянию на 31 мая) не нарушены, а платежи этим летом по старому кредиту МВФ и внутренним валютным облигациям составят порядка 1,2-1,3 млрд долл., что легко покрывается за счёт недавно полученных и ожидаемых к получению займов.
источник: ukraina.ru
Неприятностью для украинской власти окажется невозможность удержать курс гривны на новом рубеже в 12 гривен за доллар, если газ придётся оплачивать. В мае НБУ купил валюту на сумму в 212 млн. долл. США, а в самом конце месяца (судя по данным торгов) продал 786 млн. долл. Нафтогазу для частичной оплаты долга перед Газпромом. Необходимость впервые с февраля 2014 г. вернуться к валютным интервенциям в сочетании с неплатежами «Газпрому» за газ этой весной (3 млрд. долл. только за апрель и май!) явно свидетельствуют о текущей переоценённости гривны. Ситуация может измениться с августа, когда выплаты валютных долгов украинского правительства уменьшатся, а разворачивающийся в стране кризис ещё более снизит спрос на импортируемые товары………