Плевок в будущее

отметили
45
человек
в архиве
Плевок в будущее
Биомедицинская компания 23andMe получила предписание прекратить продажу надомных генетических тестов. Причиной запрета стали претензии управления по продуктам и лекарствам США (FDA), которое опасается, что пользователи могут воспринять услуги компании как полноценный диагностический продукт и пойти на неоправданный медицинский риск. Означает ли это, что эпоха персональной медицины закончилась, так и не начавшись.

Компания 23andMe обязана своим возникновением спарже. В феврале 2005 года Энн Вожицки, подруга основателя Google Сергея Брина, позднее ставшая его женой, сидя на ежегодном «ужине миллиардеров» в Калифорнии, расспрашивала гостей, не чувствуют ли те, поев спаржи, неприятный запах в своей моче. У многих присутствующих ее вопрос вызывал лишь недоумение, однако Вожицки, к тому времени уже 10 лет проработавшая в фонде, инвестирующем в биотехнологические компании, знала, о чем говорит: способность чувствовать запах метилмеркаптана (метанэтиола), образующегося при метаболизме спаржи, обусловлена генетически.

Разговор за столом миллиардеров вскоре переключился на необходимость создания открытой базы данных, в которой люди могли бы «гуглить» информацию о своем геноме. А несколько месяцев спустя об этом ужине прочитала Линда Эви (Linda Avey) в книге The Google Story («История Google») Дэвида Вайза (David Vise) и Марка Малсида (Mark Malseed). Эви, 20 лет отработавшая в фармакологических компаниях, уже давно вынашивала идею создания генетического теста, анализирующего целый комплекс врожденных особенностей человека. Для реализации этой идеи ей не хватало только денег и вычислительных ресурсов — то есть именно того, что в избытке было у Google. Поэтому, пригласив Вожицки на встречу, Эви быстро нашла с ней общий язык, и уже в следующем году они вместе основали компанию 23andMe («23 и я»), название которой происходит от количества пар хромосом в нормальной соматической клетке человека. Первым инвестором компании стал Сергей Брин, вложивший в запуск 4 миллиона долларов.

Основная услуга 23andMe — предоставление всем желающим информации об их генетических особенностях. Сделав заказ на сайте компании и заплатив 99 долларов (вначале цена услуги составляла 999 долларов, но уже в 2008 году снизилась до 399 долларов), покупатель получает по почте «плевательный набор». Достаточно немного «пожевать» внутреннюю сторону щеки, выплюнуть слюну в пробирку и отослать ее по почте — остальное берет на себя компания. Она выделяет из слюны (точнее из клеток, которые в нее попали) ДНК, проводит генотипирование, и вскоре клиент получает свой «генетический паспорт».
Добавил suare suare 30 Ноября 2013
Комментарии участников:
suare
+2
suare, 30 Ноября 2013 , url
Паспорт содержит информацию о предрасположенности к 122 различным заболеваниям — например, к болезни Альцгеймера, астме, биполярному расстройству, различным типам рака и диабета.
источник: icdn.lenta.ru
Обладатель паспорта получает также данные о 60 «безобидных» особенностях организма, вроде вероятности облысения, консистенции ушной серы, времени наступления менопаузы или склонности к чиханию при попадании из темноты на яркий свет. Ну и, конечно, о способности различать запах метилмеркаптана в моче.

Вместе с паспортом пользователь получает индивидуальные рекомендации по поддержанию здоровья. Они в основном сводятся к совету посетить врача и сдать специальные анализы или содержат довольно очевидные подсказки, касающиеся образа жизни и диеты. Например, при высоком риске ожирения не рекомендуется много есть и мало двигаться, а при высокой вероятности возникновения меланомы — долго загорать.

Кроме того, на основании полученных данных можно кое-что узнать о своем происхождении. Например, клиент может получить информацию о том, сколько процентов его ДНК унаследовано от неандертальцев, оценить свои африканские, скандинавские или восточно-азиатские корни и попробовать проследить собственную родословную на 10 тысяч лет назад по материнской линии (с помощью анализа митохондриальной ДНК) или же по отцовской (с помощью Y-хромосомы).

Всем этим многообразием данных можно поделиться с другими пользователями 23andMe. Сайт компании фактически представляет собой социальную сеть, где участники могут обмениваться друг с другом генетическими данными, отмечать родственников и прослеживать происхождение конкретных признаков в своей семье. Однако создатели компании призывают клиентов хорошо подумать, прежде чем раскрывать свои данные, поскольку неизвестно, какое значение они могут приобрести в будущем. Ведь не случайно, например, в США в 2008 году был принят Акт о генетической недискриминации, запрещающий страховым компаниям повышать стоимость страховки на основе данных о генетической предрасположенности клиента к определенным заболеваниям, а работодателям — принимать на основе таких данных решения о найме или увольнении.

23andMe работает в 56 странах. Россия в это число не входит — законодательство не позволяет отсылать биологический материал за границу; сделано это из опасений, что против жителей РФ может быть создано «этнически направленное генетическое оружие» (нет, это не шутка). Как этот запрет сказывается на работе российских биологов — тема для отдельного разговора, на бизнес же он оказал вполне предсказуемый эффект: в России появились свои клоны 23andMe, например, Genotek и «Мой ген». Впрочем, им, конечно, пока далеко до того объема данных, которые собрала американская компания.
источник: icdn.lenta.ru
X86
+4
X86, 30 Ноября 2013 , url
Из статьи сделал только один вывод: надо прикупить спаржи.
Max Folder
+2
Max Folder, 30 Ноября 2013 , url
Основной посыл: 23andMe — хорошие, FDA — плохие.
Но я как раз недавно читал про одного человека (возможно, он не один), который из-за сбоя в системе 23andMe узнал о том, что у него редкое генетическое заболевание, приготовился лечь и помереть. А оказалось, это просто ошибка.
Darkinak
+8
Darkinak, 30 Ноября 2013 , url
Ну от идиотов защититься невозможно. Даже тесты на беременность и на ВИЧ не дадут 100% гарантии результата. Перепроверять надо.
Abstraction
+3
Abstraction, 30 Ноября 2013 , url
Основной посыл: 23andMe — хорошие, FDA — плохие.
Что не совсем правильно, конечно. Конфликт больше выглядел так —

23andMe: У нас крутая медицинская услуга — читаем ваш геном, даём прогнозы (точность не 100%).
FDA: Ребята, медицинские услуги у нас в стране надо сертифицировать. Хотите на это потратиться?
23andMe: У нас крутая медицинская услуга, но оборудование — только контейнеры для слюны, так что всё тип-топ.
FDA: Повторяем: хотите называть услугу медицинской — извольте обзавестись сертификатом, а то настучим по голове.
23andMe: Мы читаем и расшифровываем ДНК, это медицинская услуга. Единственный наш контакт с пациентами — они присылают нам слюну, в сертификатах для этой сложной процедуры необходимости не видим.
FDA: Так, всё, достали. Вот вам предписание. Или убирайте с вывески слово «медицинская», или платите штраф и дальше работайте как все порядочные медики.
23andMe: Ну вашу мать…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать