![В Турции открылся первый железнодорожный тоннель под проливом Босфор. Новым маршрутом ежедневно будут пользоваться около полутора миллионов человек]()
Первый железнодорожный тоннель под проливом Босфор, соединяющий Азию и Европу, открылся в Стамбуле 29 октября — в день 90-летия Турецкой Республики.
Мармарай является частью проекта «Мармарай» по модернизации железнодорожной системы Стамбула. Мармарай сооружен на глубине 55 метров, это самый глубокий подводный тоннель в мире. Общая стоимость проекта — 3,3 миллиарда евро.
Технологические трудности в сооружении тоннеля были связаны с тем, что он должен был выдерживать землетрясения мощностью до 9 баллов по шкале Рихтера.
Четырехполосный тоннель протяженностью в 13,6 км рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день. Авторы проекта надеются, что «Мармарай» позволит на 20% снизить нагрузку на общественный транспорт 14-миллионного Стамбула, разгрузив два существующих моста через Босфор.
Турецкие власти надеются также, что этот тоннель будет способствовать развитию торговли между Западной Европой и Азией, в частности Китаем.
Проект тоннеля задумывался еще 150 лет назад османским султаном Абдулом Меджидом. Однако тогда из-за неразвитости технологии и отсутствия средств его не удавалось реализовать. Технически это стало возможно лишь в конце 1990-х годов.
Строительство началось в 2004 году, когда тендер на реализацию проекта выиграл турецко-японский консорциум. Предполагалось, что объект будет готов к эксплуатации через четыре года. Однако инженеры на месте стройки то и дело обнаруживали уникальные археологические находки, что тормозило проведение работ. Проходчики наткнулись на византийский порт Феодосию, в котором нашли развалины, датируемые археологами 7 тысячелетием до нашей эры.
Всего под землей, где проходит тоннель, было найдено порядка 40 тысяч старинных предметов, в том числе, целая флотилия из тридцати средневековых византийских кораблей. Все эти объекты сейчас помещены в исторических музеях Стамбула.
Несмотря на то, что тоннель будет официально открыт, он начнет принимать первых пассажиров только в следующем году. Скептики утверждают, что тоннель пока не интегрирован в транспортную сеть города, что очень затрудняет его эксплуатацию.
Интересно, что строительству тоннеля мешали и простые жители Стамбула. Людей возмущало, что их заставляют продавать свои дома и уничтожают парки. От обиды пострадавшие даже прозвали Эрдогана, начавшего масштабную стройку, «фараоном».
Стоит отметить, что именно реорганизация парка Гази и площади Таксим в Стамбуле спровоцировала мощные антиправительственные выступления, которые, помимо Стамбула, охватили почти 70 регионов страны. Добавим и усиление напряженности вокруг Сирии. Все это начинает ставить под сомнение реализацию планов «фараона», прежде всего, по финансовым соображениям.
Весь проект «Мармарай» предполагает строительство тоннеля и реконструкцию 63 км пригородных путей с целью создания 76,3 км железной дороги высокой пропускной способности, соединяющей Гебзе и Халкалы. Сам тоннель состоит из 11 секций, каждая длиной 130 метров и весом до 18 тысяч тонн.
Добавил
suare 29 Октября 2013