![Евросоюз пытается «перетянуть» к себе Белоруссию]()
В Страсбурге проходит пленарная сессия Европарламента. Обсуждаются вопросы: расширение надзорных функций ЕЦБ, меры по борьбе с безработицей среди молодежи, обстановка в Сирии и Египте, выравнивание оплаты мужского и женского труда. Особо следует отметить стоящий на повестке дня так называемый белорусский вопрос
Вряд ли будет преувеличением сказать, что программа «Восточное партнерство» все более активно рассматривается в странах-членах ЕС как альтернатива не очень популярному ныне в западноевропейских кругах приему в ряды ЕС новых членов и одновременно как средство держать под контролем постсоветские государства на западных и юго-западных границах России. Напомним, что проект программы был впервые представлен совместно польским и шведским внешнеполитическими ведомствами в мае 2008 года.
Официально объявленная цель программы – содействие сближению Евросоюза с шестью бывшими советскими республиками: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Однако ни для кого не секрет, что обратной стороной данного процесса является попытка любой ценой убедить данные государства повернуться спиной к России, в том числе посредством давления, шантажа и вмешательства в их внутренние дела
Весьма точно эту сторону рассматриваемых процессов подметил известный германский социолог Карл Мюллер, указавший, что речь идет о попытке «европеизации» восточноевропейских обществ посредством глубокого вторжения в их государственный суверенитет. Германский эксперт заявил:
«С точки зрения социологии эта взаимосвязанная программа трансферта европейской институциональной системы в восточноевропейские страны имеет более дальний радиус действия, чем обнадеживающие экономические преимущества расширенного рынка».
«Восточное партнерство» представляет собой составную часть «триады» региональных проектов, к которой также относятся «Северное измерение» и Средиземноморский союз. Последние служат площадками для обсуждения вопросов взаимодействия Евросоюза с государствами Прибалтики и Северной Африки.
Однако именно «Восточное партнерство» имеет для ЕС максимальное геополитическое наполнение в силу свой российской (или, лучше сказать, «антироссийской») подоплеки. Немаловажно и то, что программа «Восточное партнерство» изначально не имела собственного постоянного секретариата, и потому все рычаги ее управления сразу же оказались в руках Еврокомиссии
Формально отношения Брюсселя и Минска все последние годы были далеки от позитивных. Однако руководство ЕС продолжает использовать свои рычаги влияния для того, что попытаться «перетянуть» эту страну на свою сторону.
Как заметил в беседе с «Голосом России» заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД России Николай Кавешников, не обходится и без откровенного вмешательства в ее внутренние дела под лозунгами борьбы за права человека:
«Формат участия Белоруссии в „Восточном партнерстве“ — очень ограниченный. Позиция Запада по Белоруссии в целом очень противоречивая……….…