[Дело личное] Это восстание против высокомерия и мании величия политика, которому удача и успех затуманили голову. Система Эрдогана пошатнулась

отметили
23
человека
в архиве
[Дело личное] Это восстание против высокомерия и мании величия политика, которому удача и успех затуманили голову. Система Эрдогана пошатнулась
«Вот тебе повестка дня!», — написано на стенах Стамбула. Ее теперь определяют демонстранты в десятках городов Турции. Массовые волнения охватили страну, впервые с неспокойных 70-х годов. Они начались в парке Гези на площади Таксим в Стамбуле, где должен быть построен еще один торговый центр.

Сейчас люди от Эгейского до Черного морей выходят на улицы и требуют отставки турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана. Но тот еще не понял, чем это для него может обернуться. Речь не идет о социальных проблемах или проколе недееспособного министра. Речь идет лично о нем.

Благодаря этому восстанию турки растут. Они ведут себя как самостоятельные, уверенные в себе граждане, которые по горло сыты ежедневными высказываниями Эрдогана о том, где и что они должны пить, где делать покупки, что им есть, когда жениться и сколько иметь детей. Отеческое наставление — один из признаков правления Эрдогана. «Папа, иди домой!», — гласит надпись на плакате. <…>

Эрдоган управляет турецкой демократией, но не как демократ. В гиперцентрализованном турецком государстве он решает все вопросы — от цен на фундук до строительства торговых центров. Он заботится о налаживании мирного сосуществования с курдами точно так же, как о регулировании движения транспорта на площади Таксим. Он очень много времени уделяет деталям еще и потому, что, по его мнению, никто не разбирается в них так, как он. Также и о его политике никто не может судить лучше него самого.<…>

Эрдоган достиг многого, об этом говорят и собравшиеся в парке Гези. Десятилетний рост экономики также относится к его заслугам, как и подъем в стране среднего класса, который во времена его руководства существенно увеличил уровень своего благосостояния. Наконец, в его пользу говорит и начало турецко-курдского мирного процесса, который мог бы привести к историческому компромиссу.

Теперь он грозит все разрушить. Курсы на турецкой бирже опустились так низко, как еще не случалось со времен финансового кризиса 2000 года. Некоторые инвесторы уже упаковали чемоданы, турецкая лира упала в цене. Оппозиционная газета Taraf пишет, что отказы от бронирования туристических туров достигли уже 30 процентов. Примирение с курдами откладывается в долгий ящик".
Добавил suare suare 7 Июня 2013
Комментарии участников:
suare
+2
suare, 7 Июня 2013 , url
Эрдоган и Путин столкнулись с одной и той же угрозой — растущим средним классом
«Нужно быть осторожным в проведении параллелей между, на первый взгляд, похожими событиями в различных странах, — пишет Маркус Сведберг, старший экономист East Capital, в блоге Financial Times. — Но наблюдается ряд удивительных сходств между протестами в Турции и недавними событиями в России».

В частности, как президент России Владимир Путин, так и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган находились у власти свыше десяти лет и намерены сохранить власть в обозримом будущем.

Путин поменялся должностями с нынешним премьер-министром Дмитрием Медведевым, чтобы избежать нарушения конституции, в то время как Эрдоган хочет внести изменения в конституцию, чтобы сохранить свое могущество, когда истечет его третий срок.

Оба ставят себе в заслугу стабилизацию своих стран, каждая из которых пережила политический и экономический хаос в 1990-х, и обоих критикуют за чрезмерную авторитарность. Оппозиция слаба и разделена в обеих странах (хотя, возможно, более продвинута и институализирована в Турции), и у обоих лидеров немного советников, которые могли бы сказать им «нет» (кроме, возможно, вице-премьера Турции Али Бабакана и российского экс-министра финансов Алексея Кудрина).

Протестующие молоды, образованны и живут в городах. В широком смысле, на улицы в России и Турции вышел средний класс. Эти группы не обязательно были политически активными раньше и могут принадлежать как к разным политическим партиям, так и к одной.

Это в большей степени движение гражданского общества, чем политическое движение, и оно организовано онлайн. Протестующие не составляют большинства, и им было бы трудно сформировать совместную альтернативу нынешним лидерам, даже если бы поле игры было свободным. Путин и Эрдоган, возможно, и потеряли часть своей популярности за последнее время, но пользуются наибольшим доверием из всех политиков в России и в Турции.

«В некотором роде как Путин, так и Эрдоган стали жертвами собственного успеха. Придя к власти десятилетие назад, они сделали то, что было необходимо. Сильное интервенционистское государство было нужно для стабилизации экономик России и Турции десять лет назад. Но Путин и Эрдоган теперь должны отозвать государства на шаг назад и содействовать экономике и народу вместо того, чтобы доминировать над ними. Это может оказаться непростым делом, но у них нет другого выбора, если они не хотят застрять в пути», — заключает автор.
Протесты должны отвратить Эрдогана от «путинской» демократии
Сравнения беспорядков в Турции с «арабской весной», например с Египтом, неуместны, полагает большинство наблюдателей. Турки обеспокоены исламскими наклонностями Эрдогана, но, по сути, протестуют против местной формы путинизма с ее пренебрежением к мнению оппозиции, гонениями на журналистов, страхом перед соцсетями. Эрдогану следует извлечь урок, иначе его «непонятые дети» просто «прогонят разгневанного папочку», пишут СМИ.

Попытка премьер-министра Турции представить антиправительственные протесты как результат усилий оппозиционных отщепенцев вписывается в модель того, как многие исламистские политические лидеры реагируют на критику своих режимов, полагает USA Today. Исламистские лидеры в Египте, Тунисе и Турции продемонстрировали пренебрежение к взглядам оппозиции, которое вызвало фрустрацию, лишь усиливающую народные волнения и нестабильность.

Как сказал Шади Хамид, директор по исследованиям аналитического центра Brookings Center в Дохе, эти лидеры считают, что победа на выборах дает им мандат и значительную свободу воплощать в жизнь собственное видение, даже перед лицом существенного противодействия. «Там мало считаются с идеей консенсуса и учетом позиций электоральных меньшинств».
Турецкие СМИ — самый наглядный пример «путинизации» страны. В 1990-е годы в Турции, как и в России, главные газеты и телеканалы принадлежали миллиардерам. При этом существовало лишь три запретные темы: угнетение курдского меньшинства, геноцид против армян 1915 года и критика Ататюрка. Эрдоган положил конец свободе турецких масс-медиа: крупнейший медиахолдинг возглавил зять премьера, журналистов запугали судебными преследованиями, а СМИ, принявшие новые правила игры, получили финансовую поддержку государства, пишет Чемпион.

Конечно, все аналогии между двумя странами условны, признает обозреватель: «В Турции гораздо сильнее плюралистические традиции и гражданское общество, и это вселяет надежду. Будем надеяться, что протесты помогут Эрдогану увидеть, какой риск несет следование путинской модели».
В статье Tageszeitung журналист Феликс Дахзель сравнивает премьер-министра Турции с «разгневанным папочкой, не способным понять, почему его дети-подростки вдруг взбунтовались против него». Премьер не понимает ни желаний своих детей, ни способов их коммуникации. Более того, он их боится. «По моему мнению, социальные сети являются наибольшей опасностью для общества», — заявил Эрдоган.

«В протестах, начавшихся в стамбульском парке Гези и перекинувшихся впоследствии на всю страну, социальные сети, опробованные в Тунисе, и успешно примененные в Египте и Нью-Йорке, стали не альтернативой, а единственном средством коммуникации, — пишет Дахзель. — Их влияние достигло такого масштаба, что турецкие власти начинают арестовывать пользователей Twitter- якобы из-за „лживых сообщений“. Эрдоган обходится с пользователями Twitter как с журналистами — запугивает, преследует и бросает за решетку.

Однако „папаша“, применивший силу против демонстрантов, теперь уже не сможет легко „загнать джина в бутылку, ему придется поговорить со своими детьми“. Или же они просто „прогонят старика“, заключает автор.

»Образ турецкого сопротивления возник, когда женщина в красном платье пострадала от перцового газа", — пишет корреспондент The Guardian Люк Гардинг. Он побеседовал с Сейдой Сунгур — той самой женщиной, научным сотрудником Стамбульского технического университета.

В прошлый вторник Сунгур была среди небольшой группы, направившейся в парк Гези, чтобы защищать его от бульдозеров. Когда Сунгур пришла на место, она увидела выстроившихся в линию полицейских из группы борьбы с уличными беспорядками. Один из них нагнулся и распылил перцовый газ прямо ей в лицо. «Когда она отвернулась, полицейский в противогазе подался вперед и окатил ее водой из шланга. После неожиданного нападения она и другие активисты с трудом пытались отдышаться», — рассказывается в статье.

Фотограф Reuters Осман Орсал запечатлел этот момент, сделав фотографию, которая за считанные дни получила широчайшее распространение.
oldpiu
0
oldpiu, 9 Июня 2013 , url
Я ВПЕРВЫЕ ВИЖУ ПОЛНОКРОВНУЮ РЕВОЛЮЦИЮ, ПРИ ЭТОМ АБСОЛЮТНО БЕСКРОВНУЮ

Кажется, впервые я не могу описать то, что видел, словами. Мой талант отступает перед тем, что происходит сейчас в действительности. Ни одно видео не передаст той чумовой, какой-то совершенно фантастической энергии, которая владеет сейчас площадью. То, что творится сейчас на Таксиме — это какой-то новый, незнакомый для меня уровень самоосознания нации, гражданского общества и граждан в целом.

В Стамбуле сейчас час ночи. Никакой полиции, никакого Эрдогана, никаких водометов, никаких тюрем — ничего этого после того, что было сегодня, уже не существует. Да и полиции здесь сейчас нет. Вообще. Днем летал вертолет но и он ушел.

Анкару турецкие власти, насколько я понимаю, еще пытаются держать или, по крайне мере, пытаются пробовать контролировать, и там сегодня опять были водометы и резиновые пули — но Стмабул им сейчас не принадлежит совершенно. Здесь вообще полиции нет. О ней даже и не думает никто. Это из какого-то другого, прошлого, мира. Таксим в частности и Стамбул в целом на данный момент принадлежат людям. Полностью.

Перевес колоссальный. Силовики войти сюда сейчас просто не смогут, такое количество люджей не разгоняемо в принципе. Понятно, что часам к трем ночи подавляющее большинство уйдет, и останутся только оккупайцы — которых, тем не менее, несколько тысяч — но как только тут кто-то вздумает стрелять, все, кто сегодня был здесь, и после того, что сегодня здесь было, вернутся обратно в удесятеренном количестве.
Сегодня здесь впервые был общих сход фанатов. Турецкие фанаты — это отдельный разговор, друг друга они режут и калечат стабильно — но сегодня на площади они были все вместе. Первыми пришли фанаты «Фемербахче» и взорвали Таксим вдребезги. Потом подтянулись фанаты «Бешекташа» и немного «Галатасарая» (которые Эрдогана поддерживают вообще-то) и добили остатки.

Фанаты оказались именно той, недостающей частью, которая сработала и как детонатор и как цементатор (сорри, не могу подобрать слова) общества. И случилось то, что и должно было случиться. Квантовый скачок — произошел.

И никакие баррикады уже больше не нужны. Кстати, сегодня впервые их начали разбирать. Потому что люди поняли — не в баррикадах и не в физических силах дело. Разогнать это — невозможно. Повернуть это вспять — невозможно. Точка пройдена. И обратного пути больше не существует. Прошлое — осталось в прошлом. А будушее сейчас здесь, на площади Таксим, с файерами, в джинсах и с баллончиками краски.
Это — единение нации. Это — страна. Это — народ. И ничего больше значения уже не имеет.

Вся площадь — все, от края до края — заполнена ГРАЖДАНАМИ совей страны. Я впервые вижу такое. Я впервые вижу полнокровную, настоящую социальную революцию, при этом абсолютно мирную. Революцию, которая не разрушает, которая не ввергает страну в пропасть, не откидывает её назад, а революцию, которая — созидает. То, что здесь сейчас происходит — созидание. Созидание нового общества, созидание новых граждан, подъем нации на новый уровень существования. То, что здесь сейчас происходит — история.

И это офигительно. Это просто офигительно, друзья мои. И я это видел.
О том, что я был на Таксиме, я буду рассказывать своим внукам.
И бьют барабаны. И люди танцуют. И они — свободны.

А. Бабченко
oldpiu
-1
oldpiu, 9 Июня 2013 , url
источник: cs9534.vk.me
oldpiu
-1
oldpiu, 9 Июня 2013 , url
источник: cs9400.vk.me
oldpiu
-1
oldpiu, 9 Июня 2013 , url
Уважаемые товарищи!

Турция переживает необычайные времена. Протест, начавшийся в Стамбуле, распространился по всей Турции и превратился в общенациональное выступление против правительства Партии справедливости и развития (AKP). С первого же дня Коммунистическая партия Турции принимает участие в акциях протеста. Многие наши товарищи пострадали из-за зверств полиции или были задержаны. Но решительная борьба продолжается.

Товарищи,

Нам нужна ваша поддержка для расширения нашей борьбы. Поэтому мы призываем наши братские партии и наших товарищей по всему миру к проведению демонстраций перед консульствами и посольствами Турции и демонстрации своей солидарности с народным сопротивлением в Турции.

Да здравствует революционная солидарность!

Долой капитализм!

С товарищеским приветом,
Коммунистическая партия Турции.
oldpiu
-1
oldpiu, 9 Июня 2013 , url
источник: cs413030.vk.me


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать