Комментарии участников:
По мнению генерального директора агентства «Социальные сети» Дениса Терехова, у Кремля сейчас нет сформированного запроса на политику в интернете: «Сейчас решается, во-первых, кто освоит эти бюджеты. Во-вторых, как дальше властные структуры будут вести себя в виртуальном пространстве: агрессивно, как раньше, или же будут формироваться проекты аналогичные „РосЯме“ и „РосЖКХ“ Алексей Навального, но под крышей администрации президента».
По утверждению депутата-единоросса, до последнего времени в партии под присмотром администрации президента функционировала так называемая «Единая система интернет-реагирования». «Новости или любая важная информация, требующая информационной подсветки, рассылалась по региональным ячейкам „Единой России“, а на местах люди, ответственные за социальные сети, ее распространяли и давали Москве обратную связь,— говорит собеседник „Ъ“.— А поскольку в регионах партия — это местные чиновники, то в какой-то момент, в 2009-2010 годах, специальные группы, ответственные за социальные сети, блогеров и комментарии, начали формироваться при администрациях губернаторов. Можно вспомнить и скандал двухлетней давности, когда главное управление материальных ресурсов Челябинской области объявило тендер на 300 тыс. руб., чтобы „Яндекс“ и Google выдавали поменьше информации об экологических проблемах региона. Незадолго до этого челябинский губернатор Михаил Юревич сказал, что надо работать над улучшением имиджа региона — вот чиновники и бросились выполнять в меру своего понимания того, как нужно». Основная задача таких групп интернет-реагирования — отрабатывать негативную повестку дня: «Если вокруг какой-то новости из региона или фигуры губернатора разворачивается скандал, надо сделать так, чтобы в блогах, в комментариях на сайтах СМИ появилось достаточное количество записей о том, что на самом деле все хорошо, ничего страшного не случилось». «Сейчас даже самый консервативный губернатор следит за социальными сетями,— подтверждает Денис Терехов.— Только одни неуклюже, а другие адекватно». По словам эксперта, активная работа с социальными сетями при Олеге Чиркунове велась в Пермском крае, а сейчас все больше внимания этому вопросу уделяет губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
По словам опрошенных «Ъ» экспертов, мнение о том, что с возвращением Владимира Путина в Кремль активность чиновников в интернете снизится, было ошибочным. «Тенденция — если тебя там (в социальных сетях.— „Ъ“) нет, то тебя не существует и политически,— считает управляющий партнер консалтинговой компании „Дуумвират“, создатель портала „Губернаторы.Ру“ Сергей Никитский.— Число глав регионов со своими аккаунтами постоянно растет». «Изменения в отношении чиновников к интернету если и происходят, то косметические,— говорит и создатель проекта OpenGovData.ru Иван Бегтин.— Например, ряд ведомств пересмотрели формат своего присутствия в интернете. Вместо личных страниц руководителей в МИДе, ФАС, Федеральном казначействе предпочли корпоративные страницы, что сделало коммуникацию с пользователями более сухой».