Комментарии участников:
Более того, в результате ряда недавних скандалов, самый яркий из которых — история с визитом нескольких академических руководителей в лабораторию небезызвестного Виктора Петрика, РАН оказалась скомпрометированной и как орган, осуществляющий научную экспертизу.
Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что вследствие сословно-номенклатурного стиля управления, статусно-централизованного распределения финансирования, необратимой деградации кадрового потенциала (как научного, так и управленческого) РАН в нынешнем ее виде является препятствием на пути формирования в России конкурентоспособной фундаментальной науки.
В то же время, как показывает опыт последних лет, реформа науки не может сводиться к простому переносу основных финансовых потоков из РАН в университеты и так называемые национальные исследовательские центры (НИЦ; единственный действующий центр в настоящее время — Курчатовский институт), поскольку при этом воспроизводятся те же тенденции к неэффективности, непрозрачности и коррупции. Чтобы быть успешной, реформа должна носить системный характер. Кроме того, необходимо учитывать накопившуюся в научном сообществе колоссальную психологическую усталость от неудачных попыток предыдущих реформ, недоверие к любым правительственным инициативам, слишком часто приводившим лишь к усилению бюрократического давления на исследователей, а также успешно насаждаемую на этом фоне руководством РАН психологию крепости, со всех сторон окруженной врагами.
Куда двигаться
Мировой опыт в ХХ веке однозначно показал, что в силу высокой конкурентности деятельности в сфере фундаментальной науки ее основой является интеллектуальная деятельность небольших научных групп, а наиболее эффективной формой поддержки — грантовое финансирование таких групп при условии сильной системы экспертизы проектов авторитетными представителями самого научного сообщества (peer review). Эта экспертиза проводится независимыми, часто даже конкурирующими между собой научными фондами. Преемственность научных школ и стабильность воспроизводства научных кадров обеспечивается тем, что большинство исследователей, будучи сотрудниками университетов, вовлечены в преподавание или научное руководство. Базовое финансирование преподавательской деятельности позволяет обеспечить стабильность интеллектуального ядра при временных перерывах в грантовом финансировании, а постоянный поток студентов — эффективное кадровое воспроизводство фундаментальной науки.
Сегодня в России сложились предпосылки для энергичного реформирования системы фундаментальных исследований с целью обеспечения ее международной конкурентоспособности. Во-первых, государство даже при существующих бюджетных ограничениях способно финансировать науку на уровне, сопоставимом с другими развитыми странами. Во-вторых, ускоренно формируется группа из 20–25 университетов, которые при условии адекватного менеджмента в среднесрочной перспективе будут способны обеспечить научную инфраструктуру для ведущих научных групп, работающих сегодня в институтах РАН. Наконец, в экспертном сообществе сложилось понимание принципов и механизмов работы будущей системы фондов поддержки фундаментальной науки, в частности организации международной экспертизы проектов.
Однако открытым остается вопрос о сроках перехода к новой системе организации фундаментальных исследований и о конкретных мерах, обеспечивающих этот переход. Принципиально важно, что глубокое преобразование этой сферы может быть осуществлено без серьезного увеличения бюджетного финансирования, за счет перераспределения и повышения эффективности использования уже имеющихся обязательств государства.
Есть несколько необходимых ключевых условий реализуемости предлагаемого плана:
• преобразование РАН из «министерства фундаментальных исследований» в «клуб ученых» по аналогии с академиями наук в развитых научных державах;
• постепенность перехода от преимущественно сметного к преимущественно грантовому финансированию фундаментальных проектов при обязательном сохранении общего объема бюджетных ассигнований;
• создание системы компетентной, добросовестной и прозрачной научной экспертизы, в том числе международной;
• создание системы регулярного научного аудита исследовательских учреждений любой формы;
• максимально бережное отношение к сохранившимся в РАН дееспособным научным группам, статус которых может быть изменен только при наличии приемлемой готовой альтернативы в университете;
• подробное предварительное объяснение и широкое общественное обсуждение этапов, сроков и целей преобразований;
• специальные меры по минимизации социальных последствий реформы.
Как действовать
Началу масштабной реформы будет предшествовать разработка подробного плана действий, подготовка необходимых законопроектов и подзаконных актов, обсуждение основных направлений и целей реформы, информационная кампания в поддержку предстоящих изменений.
На первом, подготовительном, этапе необходим аудит научного и кадрового потенциала институтов РАН, а также НИЦ (Курчатовский институт), ведущих вузов, имеющих особый статус (МГУ, СПбГУ, федеральные и исследовательские университеты). Этот аудит будет проведен на уровне лабораторий (научных групп) с обязательным участием иностранных ученых и ведущих представителей российской научной диаспоры. На этой основе следует сформировать перечень конкурентоспособных лабораторий, работающих сегодня в РАН, которым будет присвоен особый статус («федеральные лаборатории»), дающий право на внеконкурсное получение специальных грантов на перебазирование из институтов РАН в университеты или НИЦ. На базе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) будет создана система научных фондов для финансирования фундаментальных исследований с адекватными регламентами экспертизы и максимально широким привлечением к ней ведущих мировых ученых. Необходимое и срочное мероприятие, способное существенно усилить доверие научного сообщества к реформе, — радикальное улучшение руководства фондов, в частности замена научных администраторов с неоднозначной репутацией на подлинно авторитетных ученых. Улучшение конкурсных механизмов в РФФИ и РГНФ должно сочетаться с одновременным существенным увеличением бюджета этих фондов. Предстоит осуществить разработку комфортных для ученых конкурсных механизмов закупки научного оборудования, обеспечивающих получение оборудования результативно работающими научными группами без бюрократических помех. Необходимым подготовительным мероприятием является аудит и оценка имущества РАН, а также разработка финансовых, организационных и правовых механизмов использования этого имущества для формирования целевого пенсионного фонда в объеме, достаточном для полноценного пенсионного обеспечения высвобождаемых сотрудников РАН.
На втором этапе реформы предстоит сформировать, по существу, новую систему фундаментальной науки в России. Это подразумевает поэтапное (равными долями в течение четырех-пяти лет) перемещение сметного финансирования РАН в систему научных фондов. По мере «наполнения» системы фондов должны проводиться общенациональные конкурсы грантов на проведение фундаментальных исследований, причем размер грантов необходимо увеличить до конкурентоспособного уровня. «Федеральные лаборатории» получат гранты на перемещение в университеты или НИЦ вне конкурса. В группе ведущих университетов (в соответствии с их профилем) следует обеспечить необходимое число дополнительных преподавательских и научных ставок. Таким образом, дееспособный научный потенциал РАН будет без потерь перемещен в динамичное университетское окружение. Может оказаться эффективным преобразование нескольких ведущих академических НИИ в магистерско-аспирантские университеты по образцу Академического физико-технического университета в Санкт-Петербурге. Особо подчеркнем, что при проектировании новых центров фундаментальной науки (национальные исследовательские университеты, национальные исследовательские центры) должны изначально закладываться такие принципы, как меритократия, контроль за научной результативностью при минимальной формальной отчетности, отсутствие административного влияния на конкурсное распределение средств. Конечно, при проведении столь масштабных преобразований не обойтись без высвобождения части сотрудников РАН, не демонстрирующих высокой результативности. Следует ввести академическую пенсионную систему за счет средств пенсионного целевого фонда РАН. Для сотрудников РАН трудоспособного возраста необходимо обеспечить возможность конкурсного замещения преподавательских ставок в вузах, причем нормы аудиторной нагрузки в ведущих университетах должны быть снижены. Будет осуществлена передача части зданий академических институтов ведущим университетам (в соответствии с их профилем) для размещения в них научных лабораторий, имеющих статус федеральных и получивших соответствующий грант на перебазирование.
Сегодня у нас есть исторический шанс в течение семи-восьми лет создать в России конкурентоспособную фундаментальную науку, основанную на интеллектуальной конкуренции, системе конкурсов, институте независимой экспертизы, проектной организации фундаментальных исследований. Все необходимые предпосылки для этого созданы, понятно не только что делать, но и как следует действовать. Вопрос в политическом решении: способно ли государство опереться не на охранительные умонастроения научной геронтократии и не на недобросовестные обещания отдельных научных администраторов, а на созидательные устремления производительной части научного сообщества.
В качестве источника информации мы воспользовались базой публикаций Web of Science, а также статистическим сборником «Индикаторы науки: 2010» (Минобрнауки, Росстат, ГУ—ВШЭ, Москва, 2010). Статистические данные о внутренних затратах на исследования и разработки, а также о возрастном составе исследователей приведены за год, когда они были опубликованы. Авторы благодарны Л. М. Гохбергу за предоставленные до опубликования статистические данные.
У нас с наукой творится какая-то мистика. Вот
статья на элементах:

Таким образом, оккупация и война с большим количеством жертв (Ирак), конфронтация почти со всем остальным миром (Иран), распад государства, гражданская война и иностранная агрессия (бывшая Югославия), огромные запасы нефти (Саудовская Аравия, Ирак) или другого сырья (Австралия, Канада), тотальная бедность (Египет, Нигерия), отсутствие природных ресурсов (Сингапур, Гонконг), авторитарный режим (Китай) или полная диктатура (Ливия) и даже низкая зарплата (Армения) не помешали этим странам не только принять участие в мировой научной гонке, но многократно увеличить за последнее десятилетие выход продукции — статей в peer-reviewed journals. Даже Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта) подняла свое относительное присутствие в мировой науке за 14 лет более чем в 4 раза. Достойный пример для подражания подает Нигерия, с которой в последнее время стало модным сравнивать Россию: впечатляющий рост публикаций в 4,5 раза за 10 лет при довольно заметном абсолютном количестве (около 4500 статей в 2010 году) и средней цитируемости (вдвое выше российской).а у нас в сытые и спокойные времена — стагнация переходящая в деградацию. Как хотите, мне кажется, что тут без вредительства не обходится, причём без самого высокопоставленного.
об этом и статья. Чаи и «кофеи» распивать, сокрушаясь о судьбе Отчизны, куда веселее, чем реально работать или я бы даже сказал пахать… Но никто чесаться не хочет, всех все устраивает. Был такой показательный случай на одном из ученых советов моего родного НИИ, где я проработал большую часть универской жизни. При обсуждении зарплат и надбавок, молодой аспирант задал вопрос совету — А почему спец-ст имеющий диплом (читайте аспирант) получает зачастую меньше, чем дипломники и проектники (студенты на дипломной и преддипломной практике)?
На это он услышал вот такой ответ — А вы скажите спасибо, что вам вообще дают тут защититься!
Все аспиранты бывшие на тот момент в зале мягко говоря ох.ели…
Вот примерно такая ситуация и в РАН, но в гораздо больших масштабах… Скажем так, закрытый клуб академиков перераспределяющий финпотоки как ему заблагорассудится…
На это он услышал вот такой ответ — А вы скажите спасибо, что вам вообще дают тут защититься!
Все аспиранты бывшие на тот момент в зале мягко говоря ох.ели…
Вот примерно такая ситуация и в РАН, но в гораздо больших масштабах… Скажем так, закрытый клуб академиков перераспределяющий финпотоки как ему заблагорассудится…
Точка невозврата пройдена. То что сейчас происходит с наукой похоже на религию: не ясно 100% есть бог или нет, но церкви существуют, верующие есть. Так и в науке: есть академия наук, есть номенклатуоа, но наука ничем себя не проявляет. Таланты, которые с трудом у нас пробиваются тут же отсасываются в закордонные университеты и научные центры!
к счастью у нас есть (правда очень разрозненно) еще светлые головы неготовые уезжать за кордон… Но условий, чтобы их становилось больше нет…
Головы есть, но слово НАУКА — это не только умные головы, но и условия для приложения этих голов и востребованность.
так деньги и не доходят до адресатов — в этом вся и проблема… Делятся сначала могучей кучкой в президиуме РАН, остатки отдаются на места, где главы инстов отдают их сначала в свои лабы, а оставшиеся крохи в инст, где опять же завлабы большую часть оставляют не пойми на что, на сами же исследования уходят крупицы…
p.s. очень утрированно, но суть тенденции такова… Как говорил один из моих научруков во время новогоднего празднования, «выпьем же за новый год и за то, чтобы в новом году нам осталось заниматься только наукой, а не сочинением и писательством» (имелись в виду бесконечные заявки в фонды)
p.s. очень утрированно, но суть тенденции такова… Как говорил один из моих научруков во время новогоднего празднования, «выпьем же за новый год и за то, чтобы в новом году нам осталось заниматься только наукой, а не сочинением и писательством» (имелись в виду бесконечные заявки в фонды)
тип того, причем ничего не меняется и без жесткой и грамотной политики извне, ни хрена там не поменяется… Они ж пестуют там идеологию окруженной крепости, не забывая впрочем петь дифирмабы таким фрикам и жуликам как Петрик…
Проблема не столько в РАН, сколько в системных болезнях государства.
Наука попросту стала одной из областей где можно «пилить». И соответственно незначительное увеличение расходов на науку, даже не компенсирует возросшими потерями от коррупции.
В нашем государстве вообще не возможно оценить эффективность гос. структуры. Все упирается в кумовство и коррупцию.
Наука попросту стала одной из областей где можно «пилить». И соответственно незначительное увеличение расходов на науку, даже не компенсирует возросшими потерями от коррупции.
В нашем государстве вообще не возможно оценить эффективность гос. структуры. Все упирается в кумовство и коррупцию.
ну так и я о том же) Причем попробуй сказать это на ученом совете, что кум-сват-брат, так такие говна бурлить начнут, такой вой поднимется, что мама не горюй…

комменты доставили
Фурсенко благо словил. Ему посчастливилось когда-то стать членом кооператива «Озеро». И теперь он вовеки веков причислен к лику небожителей. Даст бог, еще чего словит.