![НАСА профинансирует разработку самолёта, летающего боком]()
Хороших летательных аппаратов не существует. Тот, что хорошо летает на высокой скорости, плох на малой, и наоборот. Чтобы побороть дилемму, НАСА собирается профинансировать разработку самолёта, взлетающего носом, а для перехода на сверхзвук разворачивающегося вперёд… боком.
Проект SbiDir-FW (Supersonic Bi-directional Flying Wing, «Сверхзвуковое летающее крыло с изменяемым направлением полёта»), предложенный НАСА разработчиком из Университета Майами (США), — очень остроумная попытка решения этой проблемы. Перед нами летающее крыло, спроектированное для экономичного дальнего полёта на дозвуковой скорости. А если развернуть тот же ЛА на 90 градусов, то перед нами летающее крыло с хорошей сверхзвуковой аэродинамикой и малым сопротивлением. Первая ипостась по форме ближе к птице, а вторая — к крылатой ракете, причём сверхзвуковой. В ходе обратной трансформации узкий сверхзвуковой фюзеляж-ЛК при повороте естественным образом перетекает в более толстое по профилю крыло с более высоким аэродинамическим качеством и, соответственно, экономичностью. Благодаря оригинальной форме ЛК при прохождении звукового барьера почти не должно быть звукового удара…
По заявлению ведущего разработчика проекта Гэ Чэн Чжа, предварительные расчёты показывают, что при скоростях в M1,6 и M2 самолёт в конфигурации бизнес-джета будет иметь аэродинамическое качество, равное 16! Для сравнения можно напомнить, что МиГ-25 на M1,5 имел АК, равное всего 4,2, и даже пассажирский «Конкорд» на M2 показывал аэродинамическое качество лишь 7,16 — «в разы» хуже! Это настолько далеко от данных абсолютного большинства сверхзвуковых самолётов.
НАСА уже выделило $100 тыс. команде конструкторов, которых будто бы должно хватить на доведение проекта до стадии продувки модели в аэродинамической трубе. Если окажется, что поворот на 90 градусов не является проблемой, то обещается ещё $500 тыс. — на дальнейшую доводку. Конечно, этого не хватит для полномасштабной реализации проекта, но что-то подсказывает нам, что если это полетит, то от желающих профинансировать летающий боком самолёт придётся ещё отбиваться. Слишком уж велики потенциальные преимущества «всережимного самолёта».