Комментарии участников:
попал под повторный арест, даже не выходя в море!
Более того — ежегодно российские моряки-дальневосточники пропадают без вести вместе со своими судами! Судьбу этих судов и моряков далеко не всегда удается прояснить, а случается, что транспорты потом объявляются — под новыми названиями и другими флагами, но их экипажи так и остаются безвестно пропавшими.
Один из свежих примеров такого рода — сухогруз «Адреум», принадлежавший фирме «Дамело групп инк» и управлявшийся ООО «Морской сервис» из Владивостока. Три года назад, в мае 2009-го, это судно с командой пропало в китайских водах, и более полутора лет о нем ничего не было известно. В сентябре 2011-го судно, объявленное в международный розыск, вдруг нашлось: сменив «удобный флаг» островного микрогосударства Тувалу на флаг КНДР, а название — на Yang Gak Do 3, бывший «Адреум» замечен в южнокорейских и китайских портах! Но судьба членов его команды осталась до конца не проясненной, хотя владельцы «Морского сервиса» обращались в полицию с заявлением о незаконной продаже судна по подложным документам одним из жителей Владивостока…
Не менее загадочно пропали в последние годы теплоход «Капитан Усков» (январь 2008-го), рыболовные суда «Джи Вон-1» (январь 2009-го, судовладелец — корейская компания, флаг Панамы), «Партнер» и «Аметист» (январь — февраль 2011-го) — все считаются погибшими.
Йо-хо-хо и бутылка рома
Моряки с судна SS Ross (балкер, флаг Тувалу, агент — вышеупомянутая компания ООО «Морской Сервис») в настоящее время ждут ответов на свои обращения в Приморскую транспортную прокуратуру, куда заявляли о невыплате им заработной платы в полном объеме, а также о других нарушениях трудовых прав, допускавшихся в отношении членов экипажа теплохода во время их прошлогоднего рейса. Также обратились к инспектору ITF (Международного профсоюза моряков) во Владивостоке Петру Осичанскому. Суть этих заявлений банальна (цитирую): «…отсутствовало полноценное питание; недостаток кают, питьевой воды, медицинского обслуживания… Внушительные внутренние коррозионные повреждения корпуса и переборок, нерабочая система осушения трюмов, аварийный главный двигатель, дымящий в машинное отделение… Дали понять членам экипажа, что они попали на смертник — металлолом, хорошо выкрашенный…».
Помимо проблем с выплатой зарплаты за различное время, это судно привезло из прошлогоднего рейса в районе Персидского залива два трупа членов команды. Причем смерть одного из моряков — 63-летнего токаря-моториста Владимира Краевого — по официальной версии наступила …от злокачественной опухоли в печени. Каковой он до выхода в море вовсе не страдал, о чем свидетельствует, например, пройденная перед рейсом медкомиссия, где сохранились результаты УЗИ (ультразвукового исследования) внутренних органов бывалого моряка. Зато его коллеги по рейсу свидетельствуют, что Владимир Краевой упал с высоты, мог ушибить внутренние органы и сломать ребро. Но своевременной квалифицированной медпомощи ему не оказали, и моряк скончался.
Причиной неоказания медпомощи и прочих проблем в быте экипажа моряки в жалобах называют политику компании-агента (а возможно и завуалированного судовладельца?) ООО «Морской сервис». Представители компании Глеб Клоков и Владимир Бобров были на борту судна, однако по отношению к экипажу вели себя жестко. В ответ на жалобы они угрожали проблемами, вплоть до физической расправы, не гнушались рукоприкладством и искали поводы для применения штрафных санкций по отношению к морякам — об этом бывшие члены экипажа SS Ross сообщили транспортному прокурору Денису Бабикову.
Но мер прокурорского реагирования на упомянутые заявления пока не последовало. По заявлению вдовы Владимира Краевого была проведена поверхностная проверка, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя в ходе проверки даже не были опрошены свидетели. В итоге жалобы вдовы погибшего моряка пошли на второй круг, и на данный момент вдове не выплачена даже оговоренная законом страховка.
Также бывшие члены экипажа балкера SS Ross отмечают, что угрозы и штрафы были на судне постоянной практикой, что у команды судна отбирали фотоаппараты и сим-карты мобильных телефонов, накладывали на моряков взыскания, не сообщая им, когда и за что именно, — впоследствии эти взыскания служили основанием для штрафов. И характерно, что подобные жалобы моряков на работодателей — не редкость. Редкостью остается как раз принятие адекватных мер по такого рода жалобам: максимум, что грозит нанимателю за невыплату заработной платы — это штраф. Который на фоне невыплаченных морякам денег выглядит смехотворным. И касается это не только «подфлажников» — с тех вообще в большинстве случаев взятки гладки.
Понятно, что российские моряки (как и моряки в других странах) отнюдь не ангелы и к их работе у работодателей могут быть вопросы. Но на практике ситуация складывается так, что работодатели, вовсю пользуясь оторванностью экипажа от родных берегов, правовые нормы подменяют произволом — в частности, за распитие спиртного вместо взыскания запросто могут не только наказать рублем, но и дополнительно избить. А куда моряку в таком случае идти жаловаться и куда ему вообще деваться с судна — без денег в чужой стране?
Так и выходит, что на родном берегу нет выбора при найме на судно, а потом, на судне, — вновь нет выбора, какой бы произвол ни творили работодатели. И единственный совет, что дают в такой ситуации морякам и рыбакам, — активнее наводить справки перед тем, как устроиться в компанию и на судно, избегая фирм с «подмоченной репутацией». Других способов помочь уберечься моряку от неприятностей у государства в данный момент нет.