Сказ о том Минтранс уничтожает региональную авиацию в России

отметили
33
человека
в архиве
Сказ о том Минтранс уничтожает региональную авиацию в России
Прошлогодние заявления транспортных и авиационных начальников, вторящие заявлениям представителей высших властей, ставили под сомнение будущее российской региональной авиации. Теперь грозные приказы сдвигаются по срокам реализации — правда, делается это уже не столь громко. Первую волну страхов авиакомпаний породило напоминание Минтранса о том, что с 1 января 2012 года вступают в силу изменения в Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» (ФАП-128). Этим документом предписывалось на всех воздушных судах (ВС) — кроме легких — устанавливать бортовые системы предупреждения столкновения (БСПС) в воздухе. Кроме того, владельцам самолетов и вертолетов необходимо было устанавливать системы раннего предупреждения о близости земли (СРПБЗ).

Больше все этому «радовались» авиакомпании, осуществляющие региональные перевозки и использующие для этого самолеты советского производства — Ту-134, Ан-24/26-100 и Як-40. Причины понятны: «блочная» стоимость оборудования, которое нужно было ставить на борт, составляет $350-360 тыс. Речь идет о системах, произведенных в России и Украине — западная продукция обойдется еще дороже. Установка электроники потребует еще $20-25 тыс. Добавим расходы на оплату проезда и проживания ремонтной бригады (или на перелет к месту выполнения работ), и получим, что стоимость переоборудования одного самолета может приблизиться к отметке в четыреста тысяч долларов. Для сравнения: капитальный ремонт Ан-24 можно провести за $270-290 тыс.

Для региональных авиаперевозчиков, работающих на грани рентабельности (а иногда и за этой гранью — на дотациях местных бюджетов) расходы на модернизацию парков старых самолетов явно являются непосильными. Между тем, к востоку от Уральских гор основная доля региональных авиаперевозок выполняются именно на них. Например, по зимнему расписанию 2011-12 гг. из Якутска самолет Ан-24 летает по 22-м маршрутам из 32-х. Поэтому не было ничего удивительного, что реакция в регионах на попытку Москвы фактически запретить эксплуатацию Ан-24 оказалась негативной.
Авиакомпания «Якутия» намеревалась приобрести производимые в Канаде турбовинтовые самолеты DHC-8. Однако в августе руководство перевозчика заявило, что приняло решение о продолжении эксплуатации Ан-24. При этом якутские авиаторы, поддержанные местными властями, обратились в Минтранс. Они просили перенести вступление в силу моратория на полеты «недооборудованных» самолетов советского производства на три года — до 1 января 2015 г.

Своих восточных соседей и коллег поддержали представители Красноярского края. В этом регионе схожая ситуация: для множества мест авиация является единственным средством оперативной транспортной связи. Альтернативой является водный путь в комбинации с автомобильным. Первый не действует зимой, второй страдает от плохих дорог (или их фактического отсутствия). И здесь Ан-24 также является основной рабочей лошадкой, вывозящей на своей спине местных авиапассажиров.
Добавил Mindwork Mindwork 29 Января 2012
проблема (1)
Комментарии участников:
Mindwork
+3
Mindwork, 29 Января 2012 , url
В числе недовольных оказались и вертолетчики — в том числе «Газпромавиа». Эту компанию бедной не назовешь, однако деньги считают и там. Кроме того, авиаторов «смущало» отсутствие здравого смысла в требованиях Минтранса. Зачем нужна система предупреждения о близости земли вертолету, который выполняет полеты исключительно «по зрячему»? И зачем нужна система предотвращения столкновений в воздухе самолету, который в гордом одиночестве летит, скажем, из Якутска в Чокурдах. Столкнуться ему просто не с кем.

Неизвестно, какие еще аргументы пустили в ход региональные авиакомпании и их защитники из числа местных властей в дискуссии с Минтрансом, но результат был достигнут. Конечно, мораторий на три года не ввели, но полгода отсрочки владельцы самолетов и вертолетов с клеймом «Сделано в СССР» получили. Приказ №284, узаконивший это, вступил в действие 10 января.

Параллельно развивалась вторая инициатива федеральных властей, направленная на ликвидацию небольших авиакомпаний. Сначала по следам катастроф их объявили причиной всех бед. Вице-премьер Сергей Иванов призвал ликвидировать «живопырки». Минтранс тут же отреагировал, предложив запретить выполнение регулярных перевозок авиакомпаниям, имеющим в своем парке менее 20-ти воздушных судов одного типа. Специалисты сразу отметили, что при корректной трактовке понятия «один тип» свидетельства эксплуатантов остались бы всего у нескольких российских авиакомпаний. Поэтому в министерстве быстро опомнились, и стали оперировать понятием «воздушные суда сопоставимой вместимости и дальности полета».

Замена откровенно нелепого требования на хотя бы выглядящее нормальным не изменило противодействия авиаперевозчиков и региональных властей. Под их нажимом минимально допустимый размер парка снизился сначала до десяти, а потом и до восьми ВС. Однако и это означало потерю авиакомпаний, выполняющих более десяти процентов от общего объема воздушных перевозок в России. Кроме того, Минтранс грозился со следующего года вернуться к лимиту в 20 самолетов.

В подвешенном состоянии региональные авиаперевозчики находились практически до конца года. Решение об отсрочке появилось только во второй половине декабря. Оно было озвучено на совещании по доступности воздушных перевозок, которое проходило под председательством Владимира Путина в Магадане (видимо, из Москвы проблемы «регионалов» видны плохо). Вступление в силу решения о минимальном размере парка ВС также было отложено на полгода.

На этом треволнения авиакомпаний не закончились. Под Новый год чиновники предложили фактически отменить подтверждение летной годности ВС советского и «раннего российского» производства. Результат был бы тем же — о воздушных перевозках в «медвежьих углах» страны можно было забыть. Вроде бы, авиакомпаниям и в этот раз удалось защитить здравый смысл. Но кто может гарантировать, что через неделю Минтранс не выступит с новой инициативой того же уровня проработанности и той же направленности?

Несколько серьезных авиационных происшествий прошлого года в сочетании с «предвыборными настроениями» руководства страны в очередной раз продемонстрировали некомпетентность существующей системы регулирования воздушных перевозок и обеспечения их безопасности. Вместо системного подхода, к которому призывают профессионалы, мы видим суетливое желание авиационных руководителей подстроиться под высказывания представителей высших властей. Расплачиваться за такую «политику» (употреблять это слово без кавычек в контексте просто невозможно) в конечном итоге придется авиапассажирам. Остается только надеяться, что им не придется платить за это своими жизнями.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать