![Граница на игле. Почему на границе задерживают только 0,5% героина]()
В Афганистане производится около 90% всего мирового героина, и сейчас эта страна производит героина в два раза больше, чем весь мир 10 лет назад. Около 22% этого продукта потребляет Россия. «Герыч» уносит около 30 тысяч жизней россиян ежегодно, еще около 80 тысяч умирают от сопутствующих «радостей» — сепсиса, обморожения, преступлений на почве наркотиков и многого другого.
Сопоставимые объемы текут через Россию дальше на Запад – ведь у нас есть общая граница с Евросоюзом. Число потребителей опиатов в нашей стране оценивается в 1,7-2 миллиона человек.
Афганистан и соседние страны производят не только героин – есть маковая соломка и опий-сырец, есть марихуана и гашиш. При этом, по данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), на российской границе перехватывают всего полпроцента текущей в страну отравы. И руководитель ФСКН Виктор Иванов признает, что «между Афганистаном и Россией нет дееспособных и оборудованных границ», а границу с Казахстаном называет «калиткой в чистом поле», которую «нетрудно обойти». Корреспондент РИА Новости отправился в Алтайский край на границу, чтобы увидеть, на замке ли она.
Веселая станция
Станция Веселоярск на самой границе Алтая и Казахстана – одна из столиц российского наркотрафика. Морозный туман скрывает засыпанные снегом домишки, над которыми темными столбами поднимается печной дым. С офицерами из районного управления ФСКН мы остановились на мосту над железнодорожным переездом.
«Вот там – уже Казахстан», — показывает оперативник Госнаркоконтроля Владимир куда-то на юг. С той стороны только что пришел поезд «Алматы-Новосибирск», и где-то под нами по поезду сейчас ходят российские пограничники.
«На каждый вагон по нормативам – пять минут. Больше не имеют права, чтобы поезд не задерживать, — объясняет Владимир. – Заехать в Россию можно по внутреннему паспорту не только Казахстана, но и Таджикистана, который имеет с Афганистаном полторы тысячи км неохраняемой горной границы. Таможенников на границе с Казахстаном больше нет, потому что у нас с ними теперь Таможенный союз. А мы, ФСКН, в поезд зайти можем, только если есть точная оперативная информация, что кто-то везет „груз“, иначе хлопот не оберешься, – оперативник злобно сплевывает с моста. Ему очень хочется зайти в поезд без всякой оперативной информации. – Как говорит один мой начальник, сам факт приезда машины из Казахстана – достаточное основание, чтобы разобрать ее с дрелью в руках».
«Теперь тебе понятно, почему ловим только полпроцента героина? – невесело смеются офицеры. – Ты выполнил свое задание, можешь ехать домой». Так что Веселоярск – это граница не только с Казахстаном, но и, можно сказать, с Афганистаном. Конечно, наркотику по пути приходится пересекать границы Таджикистана и Киргизии, но все они – горные и малоохраняемые. Плюс их жители имеют, как известно, право безвизового въезда в Россию по внутренним паспортам своих стран.
проблема (2)