![О чем должен сожалеть Расмуссен(Заявления руководства НАТО неизменно противоречат действиям альянса)]()
Заявление Дмитрия Медведева показало, что российское руководство приняло решение не верить на слово успокоительным заверениям со стороны США и НАТО по поводу американской ПРО в Европе. Как известно, причиной этого заявления стал отказ США и НАТО дать России юридические гарантии «ненаправленности» американской ПРО в Европе против нашего ядерного потенциала.
Надо признать, что предоставление таких гарантий – дело весьма сложное. Речь ведь идет о законодательном оформлении таких гарантий, для чего администрации Обамы в США потребовалось бы одобрение такого закона со стороны обеих палат Конгресса. Но суть дела не в этом. Суть дела в том, что ни США, ни НАТО не намерены всерьез пересматривать свою линию в вопросе о ПРО. Их линия ясна: как и в случае с расширением НАТО, попытаться успокоить нас колыбельными песнями, а если успокоить не удастся, то просто поставить нас перед фактом создания именно такой ПРО, которая в перспективе может быть направлена против России.
В этом контексте решение руководства России выглядит продуманным и оправданным. Мы действительно не можем полагаться на словесные заверения со стороны НАТО, поскольку знаем им цену. Судите сами.
В конце 1980-х годов руководители стран НАТО заверяли нас, что в случае согласия Москвы на объединение Германии (точнее, на поглощение ГДР со стороны ФРГ) «НАТО ни на дюйм не продвинется на восток». Это оказалось обманом.
В конце 1990-х годов в рамках «Основополагающего акта Россия–НАТО», подписанного в июне 1997 года в Париже, стороны создали совместный Постоянный совет. Этот совет должен был обеспечить «механизм для консультаций, координации и в максимально возможной степени, по мере необходимости, для совместных решений и совместных действий в отношении вопросов безопасности, вызывающих общую озабоченность». Но не прошло и двух лет, как совет превратился в фикцию: НАТО приняла решение бомбить Югославию вопреки всем возражениям Москвы. Россия тогда более чем на год заморозила отношения с НАТО, поскольку в результате бомбежек Белграда и агрессии НАТО против Югославии от «механизма для консультаций» остались одни винтики да болтики.
Дальше – больше. Все эти годы НАТО упорно убеждала нас, что после окончания холодной войны пошла по пути превращения в политическую организацию. Я сам был на ряде семинаров в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, где нам доказывали, что в новых условиях НАТО якобы изменила свой характер. Но бомбы, обрушившиеся на Белград, не могли принадлежать гуманитарно-политической организации, которой стремилась представить себя НАТО. У гуманитарных организаций нет бомбардировщиков и крылатых ракет.
Ход событий подтвердил: НАТО прежде всего военный альянс. За последние 12 лет он осуществил две открытые агрессии – против Югославии и против Ливии. НАТО так же вот уже 10 лет ведет войну в Афганистане, чего «преимущественно политическая организация» делать никак не может. В Ливии НАТО начала военные действия под прикрытием ссылок на «защиту гражданского населения»…
проблема (2)