Аспирант Принстона построил «ковер-самолет»
отметили
34
человека
в архиве

В лаборатории Принстонского университета проходят испытания небольшого «ковра-самолета».
В движение 10-сантиметровый прозрачный пластиковый лист приводит «рябь» – по его поверхности под действием электричества от одного края к другому идут мелкие волны, создавая поток воздуха.
Прототип, как говорится в статье, опубликованной в Applied Physics Letters, движется со скоростью около сантиметра в секунду.
При этом в дальнейшем его создатель — аспирант Ноа Джафферис — надеется увеличить скорость до метра в секунду.
Джафферис говорит, что идея создания такого аппарата пришла к нему во время чтения математической работы сразу после поступления в аспирантуру в Принстоне.
Он отказался от перспективного проекта печати наночернилами электронных схем, и выбрал работу, которая, казалось, ближе к «Сказкам 1001 ночи», чем к инженерии XXI века.
Безрассудство
Профессор Джеймс Штурма, который возглавляет исследовательскую группу Джаффериса, признал, что ему поначалу проект казался безрассудным.
«Было трудно контролировать с высокой точностью поведение листа, потому что он деформировался при высоких частотах», – сказал он Би-би-си.
«Не имея возможности точно предсказать, как поведет себя лист, мы не могли применять электрический ток с правильными параметрами, чтобы в результате получилось движение вперед», – сказал ученый.
В течение двух лет исследователи устанавливали датчики по всему листу, точно регулируя его поведение.
После точной регулировки, волны, наконец, стали вести себя согласно расчетам, и небольшой «ковер» смог двигаться.
В документе, описывающем проект, слово «летит» всегда пишется в кавычках. Джафферис и его соавторы таким образом подчеркивают, что у листа больше общего с аппаратом на воздушной подушке, чем с самолетом.
«Лист должен находиться близко к земле, – объяснил Джафферис Би-би-си. – Таким образом, воздух попадает в „ловушку“ между листом и землей, и когда волны движутся в одном направлении, [...] это создает тягу.
Аппарат для Марса
Лакшминараянан Махадеван из Гарвардского университета, который писал в 2007 году доклад в журнале Physical Review Letters, вдохновивший Джаффериса на этот проект, выразил удивление и восторг в связи с успехом принстонской научной группы.
»Ноа пошел дальше теории и построил приспособление, которое работает, – сказал он Би-би-си. – Более того, оно работает довольно неплохо, как мы и предсказывали".
Джафферис отмечает, что движение аппарата ограничено крошечными нитями, прикрепленными к батареям, и может перемещаться на расстояние нескольких сантиметров. Он собирается построить следующий прототип, работающий на солнечной энергии и свободно летающий на большие расстояния.
Преимущество этого вида движения, утверждает он, заключается в отсутствии движущихся компонентов. Этим лист отличается от самолетов, вертолетов и судов на воздушной подушке.
«Идеальным было бы использовать его в какой-то пыльной, грязной среде, где движущиеся части быстро загрязнились бы и остановились», – пояснил он.
В движение 10-сантиметровый прозрачный пластиковый лист приводит «рябь» – по его поверхности под действием электричества от одного края к другому идут мелкие волны, создавая поток воздуха.
Прототип, как говорится в статье, опубликованной в Applied Physics Letters, движется со скоростью около сантиметра в секунду.
При этом в дальнейшем его создатель — аспирант Ноа Джафферис — надеется увеличить скорость до метра в секунду.
Джафферис говорит, что идея создания такого аппарата пришла к нему во время чтения математической работы сразу после поступления в аспирантуру в Принстоне.
Он отказался от перспективного проекта печати наночернилами электронных схем, и выбрал работу, которая, казалось, ближе к «Сказкам 1001 ночи», чем к инженерии XXI века.
Безрассудство
Профессор Джеймс Штурма, который возглавляет исследовательскую группу Джаффериса, признал, что ему поначалу проект казался безрассудным.
«Было трудно контролировать с высокой точностью поведение листа, потому что он деформировался при высоких частотах», – сказал он Би-би-си.
«Не имея возможности точно предсказать, как поведет себя лист, мы не могли применять электрический ток с правильными параметрами, чтобы в результате получилось движение вперед», – сказал ученый.
В течение двух лет исследователи устанавливали датчики по всему листу, точно регулируя его поведение.
После точной регулировки, волны, наконец, стали вести себя согласно расчетам, и небольшой «ковер» смог двигаться.
В документе, описывающем проект, слово «летит» всегда пишется в кавычках. Джафферис и его соавторы таким образом подчеркивают, что у листа больше общего с аппаратом на воздушной подушке, чем с самолетом.
«Лист должен находиться близко к земле, – объяснил Джафферис Би-би-си. – Таким образом, воздух попадает в „ловушку“ между листом и землей, и когда волны движутся в одном направлении, [...] это создает тягу.
Аппарат для Марса
Лакшминараянан Махадеван из Гарвардского университета, который писал в 2007 году доклад в журнале Physical Review Letters, вдохновивший Джаффериса на этот проект, выразил удивление и восторг в связи с успехом принстонской научной группы.
»Ноа пошел дальше теории и построил приспособление, которое работает, – сказал он Би-би-си. – Более того, оно работает довольно неплохо, как мы и предсказывали".
Джафферис отмечает, что движение аппарата ограничено крошечными нитями, прикрепленными к батареям, и может перемещаться на расстояние нескольких сантиметров. Он собирается построить следующий прототип, работающий на солнечной энергии и свободно летающий на большие расстояния.
Преимущество этого вида движения, утверждает он, заключается в отсутствии движущихся компонентов. Этим лист отличается от самолетов, вертолетов и судов на воздушной подушке.
«Идеальным было бы использовать его в какой-то пыльной, грязной среде, где движущиеся части быстро загрязнились бы и остановились», – пояснил он.
Источник:
bbc.co.uk/russian/science/2011...
Добавил
Mindwork 2 Октября 2011

нет комментариев
На эту же тему:
11
Японский астронавт испытал на орбите ковер-самолет
— 19 Мая 2009
39
Российский авиаконструктор изобрел "ковер-самолет" ХХI века
— 25 Января 2008
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено