Комментарии участников:
После приговора санкции против Ливии были усилены, однако Каддафи было сделано предложение — Каддафи лично признаёт причастность Ливии к теракту, выплачивает семьям погибших 2,7 миллиарда долларов — по 10 миллионов за каждого. В обмен на это санкции снимаются и Ливия вычеркивается из стран-спонсоров терроризма.
Странность в том, что если есть решение суда — то признания уже не требуется, достаточно лишь потребовать компенсации семьям погибших. Тем не менее, Запад требовал именно такой последовательности — признания, а затем компенсации. Согласитесь — такая конструкция означает, что убедительность приговора вызывала столь серьёзные сомнения, что потребовалось его подтверждение «царицей доказательств» — признанием «преступника».
В 2003 году Муаммар Каддафи выполнил требования, признал и выплатил. Санкции были сняты, дело можно было бы считать закрытым. Но.
Не все родственники погибших оказались согласны с приговором суда. В 2003 году англичанин Беркли, чей брат погиб во время теракта, сказал, что отказывается принимать компенсацию, не считая Ливию виновной в нём. Он посчитал, что настоящие преступники ушли от возмездия, а ливийцев сделали козлами отпушения.
Однако ситуация усугубилась в 2009 году, когда по состоянию здоровья больной раком аль-Меграхи был выпущен из тюрьмы и отпущен умирать на родину (кстати, буквально на днях его — практически умирающего — нашли в Триполи и увезли в неизвестном направлении. Чуть позже вернёмся к нему)
Именно в 2009 году Шотландия — уже не столь громко и бравурно — но объявила о возобновлении расследования, объявив родственникам, что все прежние данные будут вновь проанализированы, а следствие продолжится по новым направлениям. Мало того — в этом же 2009 году стало известно, что ключевые свидетели изменили свои показания, а эксперт заявил, что предъявленный суду часовой механизм не мог быть присоединен к взорвавшейся бомбе и вообще не мог в силу конструктивных особенностей использоваться в качестве части взрывного устройства. Дело фактически развалилось.
Однако в феврале 2011 года только что организовавший мятеж в Ливии Мустафа Абдель-Джалил внезапно выступил с заявлением о том, что именно Каддафи лично отдал приказ о проведении теракта. «У меня есть доказательства того, что Каддафи отдал распоряжение о Локерби», — сказал экс-министр Мустафа Абдель-Джалиль в интервью шведскому таблоиду Expressen. Как сообщает Associated Press, само доказательство он не назвал.
Именно в связи с этим заявлением шотландская прокуратура обратилась теперь уже к признанной власти Ливии с просьбой предоставить такое доказательство. И именно в связи с этим возникает вопрос об исчезновении найденного и умирающего аль-Меграхи — так как вполне возможно, что иных доказательств у Джалила попросту нет. А уж как умеют мятежники добывать доказательства, думаю, вопросов не вызывает. Да и прежний опыт Джалила вполне может пригодиться.
Самое интересное, что вообще-то помимо ливийской версии давно озвучена и иная — и гораздо более правдоподобная версия произошедших над Локерби событий. Не буду её излагать отдельно и подробно, просто дам ссылку на «Переводику». Думаю, она покажется любопытной.
В общем, несмотря на очевидную мутность этого дела, можно пока сказать лишь одно. Несмотря на то, что официально Ливия причастна к теракту над Локерби (равно как ей вменены и иные теракты, совершенные в другое время и других местах) — доказательства того, что Каддафи — матерый террорист, также мутны и недостоверны. Что не мешает, конечно, громко заявлять претензии и обвинения в адрес Джамахирии, но мы-то знаем...