Прокуратура Шотландии официально обратилась к ПНС Ливии с просьбой предоставить возможные улики, касающиеся «дела Локерби»

отметили
17
человек
в архиве
Прокуратура Шотландии официально обратилась к ПНС Ливии с просьбой предоставить возможные улики, касающиеся «дела Локерби»
Прокуратура Шотландии официально обратилась к ПНС Ливии с просьбой предоставить все возможные улики, касающиеся «дела Локерби» в связи с тем, что глава ПНС Джалиль заявлял о том, что приказ о взрыве отдал лично Каддафи.

Парадоксально, но теракт, который казалось бы, уже давно и прочно расследован, по нему был найден, обличён и осужден непосредственный исполнитель аль-Меграхи, продолжает оставаться «недорасследованным». Уже и Меграхи был отпущен, как неизлечимо больной, уже и были выплачены компенсации членам семей погибших — но вот опять и снова оно поднимается из архивов.

Вообще, «дело Локерби» вызывало и продолжает вызывать массу вопросов. Существуют исключительно веские обстоятельства, заставляющие полагать, что улики по этому делу фабриковались в промышленных масштабах, а посадили и обвинили вообще не того и не тех, кто был причастен к этому теракту.

Напомню историю этого дела.

21 декабря 1988 года в 18 часов по Гринвичу пассажирский Боинг-747 американской компании PanAm, который выполнял рейс 103 Лондона — Нью-Йорк, вылетел из аэропорта Хитроу. На его борту было 259 пассажиров, из которых было трое детей. В основном пассажирами были граждане США. Около 19 часов самолет исчез с радаров, и в 19.08 был отмечен взрыв на высоте примерно 10 километров над городом Локерби в Шотландии. Горящие остатки самолёта рухнули на город в район местной бензоколонки, захватив с собой 11 человек на земле. Итого погибло 270 человек.

Были выдвинуты версии, по которым подозреваемыми в теракте стали палестинцы, а также Иран, который мог мстить за сбитый в этом же году американским крейсером «Винсеннес» иранский пассажирский самолёт в нейтральной зоне над Персидским заливом. Тем не менее генеральный прокурор Шотландии лорд Фрэйзер практически сразу отбросил эти версии — и есть данные, что проверка этих версий была проведена просто-таки вопиюще халатно и поверхностно, и выбрал совершенно другую, не вытекающую ни из чего версию причастности ливийских спецслужб. Двум сотрудникам спецслужб Ливии Абдельбасету аль-Мохаммеду аль-Меграхи и аль-Амину Халифе Фхимаху было предъявлено обвинение. При этом они находились в Ливии. Было заявлено, что теракт над Локерби является ответом Муаммара Каддафи на британо-американские бомбардировки Ливии, которые были проведены в 1985 году по решению Рейгана и Тэтчер. США немедленно ввели против Ливии торговое эмбарго, а в 1992-1993 годах были приняты официальные санкции Совета Безопасности ООН.

Ливия и Каддафи категорически отрицали причастность страны и её спецслужб к теракту. Тем не менее, в 1999 году было принято решение о выдаче обвиняемых для рассмотрения их дела в международном суде. Суд прошел в Нидерландах, приговор был вынесен в январе 2001 года, один из обвиняемых — Фхимах — был вчистую оправдан, Меграхи — осуждён. Однако на суде так и не сумели ни установить, ни доказать, как и когда именно бомба попала в самолёт — что фактически ставит под сомнение сам приговор.

продолжение…
Добавил ку ку 27 Сентября 2011
проблема (2)
Комментарии участников:
ку
+2
ку, 27 Сентября 2011 , url
После приговора санкции против Ливии были усилены, однако Каддафи было сделано предложение — Каддафи лично признаёт причастность Ливии к теракту, выплачивает семьям погибших 2,7 миллиарда долларов — по 10 миллионов за каждого. В обмен на это санкции снимаются и Ливия вычеркивается из стран-спонсоров терроризма.

Странность в том, что если есть решение суда — то признания уже не требуется, достаточно лишь потребовать компенсации семьям погибших. Тем не менее, Запад требовал именно такой последовательности — признания, а затем компенсации. Согласитесь — такая конструкция означает, что убедительность приговора вызывала столь серьёзные сомнения, что потребовалось его подтверждение «царицей доказательств» — признанием «преступника».

В 2003 году Муаммар Каддафи выполнил требования, признал и выплатил. Санкции были сняты, дело можно было бы считать закрытым. Но.

Не все родственники погибших оказались согласны с приговором суда. В 2003 году англичанин Беркли, чей брат погиб во время теракта, сказал, что отказывается принимать компенсацию, не считая Ливию виновной в нём. Он посчитал, что настоящие преступники ушли от возмездия, а ливийцев сделали козлами отпушения.

Однако ситуация усугубилась в 2009 году, когда по состоянию здоровья больной раком аль-Меграхи был выпущен из тюрьмы и отпущен умирать на родину (кстати, буквально на днях его — практически умирающего — нашли в Триполи и увезли в неизвестном направлении. Чуть позже вернёмся к нему)

Именно в 2009 году Шотландия — уже не столь громко и бравурно — но объявила о возобновлении расследования, объявив родственникам, что все прежние данные будут вновь проанализированы, а следствие продолжится по новым направлениям. Мало того — в этом же 2009 году стало известно, что ключевые свидетели изменили свои показания, а эксперт заявил, что предъявленный суду часовой механизм не мог быть присоединен к взорвавшейся бомбе и вообще не мог в силу конструктивных особенностей использоваться в качестве части взрывного устройства. Дело фактически развалилось.

Однако в феврале 2011 года только что организовавший мятеж в Ливии Мустафа Абдель-Джалил внезапно выступил с заявлением о том, что именно Каддафи лично отдал приказ о проведении теракта. «У меня есть доказательства того, что Каддафи отдал распоряжение о Локерби», — сказал экс-министр Мустафа Абдель-Джалиль в интервью шведскому таблоиду Expressen. Как сообщает Associated Press, само доказательство он не назвал.

Именно в связи с этим заявлением шотландская прокуратура обратилась теперь уже к признанной власти Ливии с просьбой предоставить такое доказательство. И именно в связи с этим возникает вопрос об исчезновении найденного и умирающего аль-Меграхи — так как вполне возможно, что иных доказательств у Джалила попросту нет. А уж как умеют мятежники добывать доказательства, думаю, вопросов не вызывает. Да и прежний опыт Джалила вполне может пригодиться.

Самое интересное, что вообще-то помимо ливийской версии давно озвучена и иная — и гораздо более правдоподобная версия произошедших над Локерби событий. Не буду её излагать отдельно и подробно, просто дам ссылку на «Переводику». Думаю, она покажется любопытной.
В общем, несмотря на очевидную мутность этого дела, можно пока сказать лишь одно. Несмотря на то, что официально Ливия причастна к теракту над Локерби (равно как ей вменены и иные теракты, совершенные в другое время и других местах) — доказательства того, что Каддафи — матерый террорист, также мутны и недостоверны. Что не мешает, конечно, громко заявлять претензии и обвинения в адрес Джамахирии, но мы-то знаем...


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать