Эдуард Успенский: «Шрек не съест Чебурашку!»( Успенский пишет книги, адаптированные к реальностям продвинутого подрастающего поколения)
отметили
16
человек
в архиве

Помимо литературной жизни литературных героев есть и вторая, не менее важная, — деловая жизнь. Жизнь в виде брендов, — пишет он на своем сайте. — Мне кажется более правильным, когда русские товары с русскими брендами вступают на наш и мировой рынок, чем товары с импортными персонажами». При встрече писатель показал мне одну из своих не так давно изданных книг с заглавием «Новые русские сказки»: «Взгляните! Сейчас детям нужен новый сказочный герой!»
Поэзия Шарика
— И вы, Эдуард Николаевич, его придумали?
— Да! Но это, по сути, известные сказки с моими комментариями. Тут я не открыл Америку. Раньше в артелях нанимали умелых рассказчиков — веселить народ в перекурах. Сказка «Молодильные яблоки», к примеру, начиналась так: «Проснулся царь, голова трещит после вчерашнего, поднесли ему стопаря — а закусить нечем. Съел в саду яблоко, глянь — кто-то с яблони в его отсутствие плоды тырит. Поймал с поличным старшего сына. А тот принес чекушку, огурчиков — на том и весь конфликт пропал...»
Короче, все делалось через пол-литра. А другую сказку нашептывала женщина, этакая хулиганистая тетка: «Проснулся царь, рядом девица лежит...» Та же история, а в конце: «Взял царский сын с собой в засаду кухарку. И так пробаловался, что уже не до яблок стало...» То есть все — через сдержанную эротику. Или как Иван-Царевич для царя в соседнем царстве Жар-птицу крал. Соседний царь ему говорит: пойди к царю Кусману и укради у него коня. То есть оба — жулики, и вообще вся правящая верхушка продажна. И резюме: что же это за государство такое?! Так же и я в своих ремарках с иронией разъясняю ребятам, что к чему.
— (с облегчением) Значит, это не сказки для «новых русских»?
— Не бойтесь! Просто веселые истории для нормальных детей. А главное, родители тоже читают их и улыбаются Я вообще люблю писать так, чтобы зацепило всех. Однажды придумал новую историю про Простоквашино. Там Шарик начинает сочинять стихи. И декламирует: «Ночь. Улица. Фонарь. Стройбаза. И Джек взял след почти что сразу...» Почти Блок, правда?
Шаурма из Шрека
— Как вам кажется, наши дети уже стали другими?
— Изменились дети в возрасте 9–11 лет. А малыши до семи пока еще те же. С поправкой на компьютеры — у них сильнее работают «картинки в мозгу». А моральные ценности прежние: добро, зло, нельзя обманывать. В этом смысле они правильные, эти ребята. Мне есть с чем работать.
— А с «новым героем» уже сложнее? Съест ли все-таки людоед Шрек нашего Чебурашку?
— Вряд ли. В последние годы и десятилетия у нас хватало всяческих шреков: черепашки-ниндзя, покемоны, и сам Шрек отвял быстро. А Чебурашка так и не съеден. Потому что это все наносное — зрительно-словесные образы, не проникающие в кровь. Вот Гарри Поттер — серьезный герой. Он будет жить долго. Хотя я со все возрастающим интересом прочел три первые книги о нем. А потом заела тоска: прелесть новизны ушла, а новых ракурсов нет.
— Чем Поттер так притягивает детей?
— А это как новая еда. Раньше были борщи-пельмени, а теперь…
Поэзия Шарика
— И вы, Эдуард Николаевич, его придумали?
— Да! Но это, по сути, известные сказки с моими комментариями. Тут я не открыл Америку. Раньше в артелях нанимали умелых рассказчиков — веселить народ в перекурах. Сказка «Молодильные яблоки», к примеру, начиналась так: «Проснулся царь, голова трещит после вчерашнего, поднесли ему стопаря — а закусить нечем. Съел в саду яблоко, глянь — кто-то с яблони в его отсутствие плоды тырит. Поймал с поличным старшего сына. А тот принес чекушку, огурчиков — на том и весь конфликт пропал...»
Короче, все делалось через пол-литра. А другую сказку нашептывала женщина, этакая хулиганистая тетка: «Проснулся царь, рядом девица лежит...» Та же история, а в конце: «Взял царский сын с собой в засаду кухарку. И так пробаловался, что уже не до яблок стало...» То есть все — через сдержанную эротику. Или как Иван-Царевич для царя в соседнем царстве Жар-птицу крал. Соседний царь ему говорит: пойди к царю Кусману и укради у него коня. То есть оба — жулики, и вообще вся правящая верхушка продажна. И резюме: что же это за государство такое?! Так же и я в своих ремарках с иронией разъясняю ребятам, что к чему.
— (с облегчением) Значит, это не сказки для «новых русских»?
— Не бойтесь! Просто веселые истории для нормальных детей. А главное, родители тоже читают их и улыбаются Я вообще люблю писать так, чтобы зацепило всех. Однажды придумал новую историю про Простоквашино. Там Шарик начинает сочинять стихи. И декламирует: «Ночь. Улица. Фонарь. Стройбаза. И Джек взял след почти что сразу...» Почти Блок, правда?
Шаурма из Шрека
— Как вам кажется, наши дети уже стали другими?
— Изменились дети в возрасте 9–11 лет. А малыши до семи пока еще те же. С поправкой на компьютеры — у них сильнее работают «картинки в мозгу». А моральные ценности прежние: добро, зло, нельзя обманывать. В этом смысле они правильные, эти ребята. Мне есть с чем работать.
— А с «новым героем» уже сложнее? Съест ли все-таки людоед Шрек нашего Чебурашку?
— Вряд ли. В последние годы и десятилетия у нас хватало всяческих шреков: черепашки-ниндзя, покемоны, и сам Шрек отвял быстро. А Чебурашка так и не съеден. Потому что это все наносное — зрительно-словесные образы, не проникающие в кровь. Вот Гарри Поттер — серьезный герой. Он будет жить долго. Хотя я со все возрастающим интересом прочел три первые книги о нем. А потом заела тоска: прелесть новизны ушла, а новых ракурсов нет.
— Чем Поттер так притягивает детей?
— А это как новая еда. Раньше были борщи-пельмени, а теперь…
Добавил
Никандрович 22 Сентября 2011

2 комментария
проблема (2)
Комментарии участников: