![По-другому уже не МОК. О взяточничестве в ФИФА и МОК и почему Россия получила право на проведение чемпионата мира]()
Я расследовал коррупцию в Международном олимпийском комитете (МОК) 12 лет, кульминацией этой истории стал скандал 1998 года, когда вскрылось, что Солт-Лейк-Сити получил право на проведение Олимпийских игр 2002 года благодаря взяткам и подаркам членам МОК.
Но когда я стал заниматься Международной федерацией футбольных ассоциаций (ФИФА), то понял, что эта организация намного более коррумпирована. И если олимпийские ребята в последние годы хотя бы привели в порядок свои документы, то ФИФА становилась только грязнее — начиная с 1974 года, когда хозяин Adidas Хорст Дасслер понял, что у спорта огромный коммерческий потенциал, решил взять его под контроль и помог стать президентом ФИФА бразильцу Жуану Авеланжу.
…
Все началось с одного немца-кукловода по имени Хорст Дасслер. Он руководил компанией Adidas. Правда, если бы не он, профессиональный спорт все равно развивался бы в том же направлении, потому что у него есть то, чего нет у других отраслей мировой экономики, а именно — автономия. Она была предоставлена спорту в начале прошлого века, когда он был любительским. Но в начале 1970-х началась бурная коммерциализация, в игру включились телекомпании, и спорт превратился в крупнейшую в мире многомиллиардную индустрию развлечений.
В первую очередь Дасслер позаботился о главном: чтобы спорт возглавили удобные для него люди. И дасслеризм продолжает существовать до сих пор, хотя его создатель скончался 24 года назад. ФИФА руководит человек Дасслера — Блаттер. Ставленника Хорста в МОК — Хуана Антонио Самаранча — сменил Жак Рогге, но его возможный преемник — немец Томас Бах, который был одним из самых близких сотрудников Дасслера.
…
Международные спортивные организации имеют строго вертикальную структуру, в которой все зависит от одного человека и круга его приближенных. При этом данного человека никто не контролирует. Все решается путем переговоров за закрытыми дверями, о которых никто ничего не знает.
С 1984 по 2008 год президентом Международной федерации волейбола (ФИВБ) был Рубен Акоста. Он ввел правило, согласно которому человек, подписывающий телевизионный или маркетинговый контракт, получает индивидуальную комиссию в размере 10% от всей суммы. А затем еще одно правило: все контракты подписывает президент ФИВБ. Подсчитано, что подобные нововведения принесли Акосте минимум 25 млн долларов.
Когда же некоторые функционеры стали задавать вопросы, Акоста сразу дал понять, что тот, кто будет его критиковать, может быть исключен из федерации. И в последнее десятилетие несколько уважаемых в мире волейбола людей действительно были вынуждены уйти в отставку. Более того, им даже запрещено работать в волейбольных клубах в тех странах, которые входят в Международную федерацию.
проблема (1)