Когда в начале мая Швейцария заморозила банковские счета Муамара Каддафи, Зин аль-Абидина бен Али и Хосни Мубарака, эта новость осталась почти незамеченной. За последние месяцы арабских революций подобные известия приходили из разных стран, но самый богатый урожай обеспечил ливийский полковник: наложен запрет на распоряжение в общей сложности 62 млрд долларов в США, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швеции, Люксембурге и Швейцарии. Об аресте его счетов, не называя их размеров, объявили также Австрия, Германия, Япония и даже Уганда. Человек, следящий за ситуацией в мире, вспомнит, как ранее банки замораживали активы Аугусто Пиночета, Фердинанда Маркоса и многих других диктаторов. Но вряд ли он вспомнит, что в итоге стало с этими активами. Швейцарская компания My Private Banking подсчитала: лишь половину замороженных средств удается вернуть на родину. Похоже, иметь дело с одиозными политиками – весьма выгодный бизнес для банкиров. Даже если правители теряют власть.
Тройная мораль
Как долго могут быть заморожены деньги, зависит от законов страны, в банке которой они хранились. «В Швейцарии это три года, но срок может быть продлен на следующие три года и т.д., – говорит управляющий директор компании My Private Banking Штеффен Биндер. – В Германии – полгода, но также с возможностью продления. В США у президента есть право арестовать активы иностранного лица на любой срок. Думаю, что счета некоторых кубинцев заморожены уже более 50 лет, и это мировой рекорд».
Европейский рекорд поставили швейцарские банки, заморозившие деньги Жан-Клода Дювалье, пожизненного президента Гаити. Унаследовавший пост от своего отца в 1971 году, Дювалье был вынужден бежать из страны в 1986-м. Тогда же его обвинили в растрате государственных средств (в размере 500 млн долларов) и в применении пыток. В итоге швейцарский банк наложил арест на 4,9 млн долларов, принадлежавшие семье изгнанника. Сегодня, спустя 25 лет, деньги по-прежнему заморожены.
Арестовывая активы диктаторов, банки следуют букве закона: большинство этих людей прячут за границей не честно заработанные деньги, а то, что им удалось «освоить», стоя у руля того или иного государства. «Продажа природных ресурсов дает возможность многим развивающимся странам избавиться от нищеты. Но слишком часто сырьевые доходы, которые должны были быть потрачены на развитие экономики, незаконно присваиваются или просто похищаются высшими государственными чиновниками», – отмечают эксперты британской неправительственной организации Global Witness. В итоге из 1 млрд самых бедных людей на планете примерно треть живут в странах с богатейшими недрами, констатирует профессор экономики Оксфордского университета Пол Коллиер.
продолжение