«Нам не обойтись без мигрантов», — постоянно говорят нам государственные мужи. «Россия нуждается в притоке рабочих рук», — вторят им предприниматели. «Рождаемость не покрывает спроса на трудовые ресурсы», — поддакивают им демографы. Но достаточно просто посмотреть в данные нашей же статистики, чтобы в голову закралась вредная мысль: все эти рассуждения есть лапша на уши обыкновенная.
Судите сами: в нашей стране, по самым последним данным Росстата, живут 88,4 миллиона человек в трудоспособном возрасте. Кроме них, продолжают трудиться примерно 12 миллионов пенсионеров, а еще 12 миллионов, по данным опросов социологов, готовы это сделать при наличии условий и рабочих мест. Итого — сто двенадцать миллионов человек в стране либо по возрасту трудоспособны, либо готовы трудиться. Сколько же из них реально трудятся или занимаются бизнесом? Ответ потрясающий: 69,6 миллиона человек — всего 62% от наших «трудовых ресурсов», если их полностью и честно подсчитать. По данным переписи населения, только натуральным хозяйством (то есть своим огородом) у нас кормятся восемнадцать миллионов человек. Может быть, остальные — это рантье, живущие на доходы от имущества, от ценных бумаг, но не работающие? Нет, таких, по данным той же статистики, у нас всего полмиллиона… В стране могут трудиться, но не трудятся свыше сорока миллионов взрослых (из них тридцать миллионов — в рабочем, допенсионном возрасте) — и при этом нас постоянно уверяют, что у нас «жесткий дефицит трудовых ресурсов». А тридцать миллионов — это побольше, чем все трудовые ресурсы таких больших стран, как Британия или Франция (ВВП которых, кстати, побольше, чем у нас). А у нас только неработающих взрослых столько же!
Господа политики, ученые, бизнесмены, а вы не путаете «дефицит ресурсов» просто с нежеланием работать?
Где любят труд
Самые трудолюбивые у нас, по статистике, наши северные районы. Так, на Чукотке работают почти 80% населения, но на Севере это часто связано с оттоком оттуда неработающих в теплые края. И в целом вся Северная Сибирь, кроме Якутии, весьма дружно трудится. В самих же «теплых краях» дружнее всех трудятся города Москва и Петербург — свыше 70% занятых, русские Московская, Смоленская Новгородская и Ленинградская области, а также Мордовия. Очень близок к ним Татарстан. Занятость населения в этих областях составляет две трети и выше от всего числа трудоспособных граждан — а это отличный показатель!
На другом полюсе занятости у нас расположились Чеченская Республика (60% ее трудоспособных жителей не трудятся вообще), Тыва, Адыгея, Карачаево-Черкесия и Еврейская автономная область. В проблемной зоне весь Северный Кавказ — кроме Ставропольского края и Северной Осетии.
Характерно, что наименее занятые регионы, как правило, у нас и главные получатели госдотаций. Но почему-то созданию новых рабочих мест эти огромные дотации там особо не способствуют.
Глядя на эти цифры, нельзя не изумиться: все мы знаем мантру про «ленивых и пьющих русских», которым часто противопоставляют неких «трудолюбивых мигрантов». Однако, как