Комментарии участников:
Авторы доклада отмечают, что увеличивается пропасть между правоохранительными органами и теми, кого они обязаны охранять. Самый оторванный и закрытый от народа орган – прокуратура. Деятельность людей в погонах практически неподконтрольна гражданскому обществу.
«В результате бесконтрольной деятельности правоохранительной системы происходят массовые нарушения, носящие характер беспредела, – отмечается в докладе. – Кроме того, необходимо отметить, что слияние криминала и правоохранительных органов носит повальный характер. Основываясь на информации, поступившей в приемную, как от простых граждан, так и действующих сотрудников правоохранительных органов, для назначения на ключевые посты в правоохранительных органах, в первую очередь, необходимо пройти согласование с криминалом. «Трудоустройство» стало бизнесом правоохранительных органов: например, устройство помощником прокурора в одну из районных прокуратур может обойтись не менее 10 000 тысяч долларов США. Трудоустройство сотрудником в одно из отделений ГИБДД может обойтись не менее 50 000 долларов США».
«Соискателей этих должностей не пугает низкая оплата труда в российской правоохранительной системе, – говорит Дмитрий Фирсов. – Служба в милиции или прокуратуре превратилась в устойчивый правоохранительный бизнес, где можно быстро сколотить себе капитал».
В 2010 году отмечается всплеск популярности в ВУЗах, которые готовят специалистов для правоохранительных органов. Если в 2009 году конкурса по таким специальностям почти не было, то в нынешнем абитуриенты повалили валом – в среднем 17 человек на место.
Только путем проведения кадровой чистки и обеспечения кадровой ротации, при одновременном повышении материального обеспечения сотрудников правоохранительных органов, можно ликвидировать коррупционные связи и круговую поруку. Также необходимо ужесточение законодательства. Например, необходимо ввести ответственность за предложение дачи взятки и за согласие. За сам факт предложения взятки – сейчас такой ответственности нет. Также необходимо обеспечить неприкосновенность сотрудников правоохранительных органов и судов, заявивших о фактах коррупции»