![Oб узбекско-киргизских отношениях (статья ноября 2006 года о политике)]()
кратко: узбек Каримов — хороший; кыргыз Бакиев — не хороший.
(на картинке карта узбекситана)
Корни узбекско-киргизских противоречий кроются глубоко в истории. Узбеки, ведя оседлый образ жизни, считали кочевых киргизов дикими народами, весьма далекими от цивилизации. Такое их мнение нельзя назвать видимым: узбеки не могут позволить публично его выражать, а киргизы делают вид, что подобных привходящих моментов просто не существует. С другой стороны, киргизы весьма подозрительны по отношению к своему соседу, считая узбеков опасными с точки зрения национальной безопасности. Причиной тому два узбекских анклава на территории Кыргызстана – Сох и Шахимардан, численностью, по различным данным, от 40 до 50 тысяч человек. И на узбекской территории имеется киргизский анклав – кишлак Барак с населением около 600 человек.
Узбеки считали и до сих пор считают ситуацию в соседнем Кыргызстане близкой к анархии.
Но самый ощутимый удар был нанесен в связи с майскими 2005 года событиями в Андижане. Официальный Бишкек, ссылаясь на свои международные обязательства, не выдал Узбекистану людей, которые оказались по ту сторону государственной границы.
После обмена дежурным набором фраз про вековые корни и глубокие традиции добрососедства, киргизский президент уехал в Бишкек. Каримов остался в Ташкенте, и уже последовавшие затем события в узбекско-киргизских отношениях не могут вселять даже чувство осторожного оптимизма.
Все началось с того, что официальный Ташкент уведомил всех своих партнеров о том, что с нового года будет продавать газ по 100 долларов (сейчас 55) за тысячу кубометров.