![«Оболонивание» страны продолжается. Почему Минобрнауки получило 90 млрд рублей на распространение американского опыта организации науки]()
Выделенные правительством большие деньги на развитие науки в ведущих университетах России позволят Минобрнауки прежде всего показать РАН, что отныне государство ожидает научных прорывов не столько от институтов Академии, сколько от создаваемых крупных университетов.
Идея министра образования г-на Фурсенко и его ведомства о переносе центра научной деятельности в стране из академической сферы в сферу вузовскую получила солидное материальное подкрепление. Длительная борьба министерства с РАН перешла в финансовую плоскость — от критики неэффективности деятельности академических структур чиновники теперь могут перейти к «взращиванию» научных достижений в американской традиции — в университетских центрах. В России дело будет опробовано в семи федеральных университетах: Южный – в Ростове-на-Дону, Сибирский – в Красноярске, Северный — в Архангельске, Приволжский – в Казани, Уральский – в Екатеринбурге, Дальневосточный – во Владивостоке и Северо-Восточный – в Якутске.
Кроме того, министерством уже отобраны 14 так называемых национальных исследовательских университетов (НИУ), которым предполагается также выделять средства на развитие науки.
Говорят, что список этот может быть расширен еще на дюжину вузов, но – не более. На содержание большего числа «едоков», судя по всему, государственного кармана не хватит.
Минобрнауки ставит перед вузами-счастливчиками, попавшими в список, задачу модернизации учебно-материальной базы и изменения содержания образования. Если с первым пунктом все как бы понятно (нужны срочные вливания для того, чтобы высшие учебные заведения просто не завалились на бок – учебно-материальная база стареет и ветшает), то со вторым — загадка.
Только что в стране проведена «зачистка» учебных планов и программ (коими собственно и определяется содержание высшего образования) под навязанную вузам так называемую «Болонскую систему». При этом резко сокращено количество часов на «непрофильные» курсы, в число которых, например, в технических вузах попало большинство гуманитарных дисциплин.