![Швейцария. Чёртов Мост. 210 лет со дня сражения]()
210 лет назад, в сентябре 1799 года, вдалеке от Родины, русские солдаты навсегда покрыли себя воинской славой.
Невероятные сражения, которые они вели в тяжелейших условиях, попали во все военные хрестоматийные труды как пример беспрецедентного мужества и героизма, выносливости и стойкости.
Одна весьма скромная по масштабам войны битва, не только для нашей страны, но и для всего мира стала символом духа русского солдата. В России на протяжении десятилетий про неё слагались стихи, создавались произведения живописи, про неё рассказывали в школах маленьким детям, а храбрость простого русского воина в этот день приводили в пример в военных училищах.
Штурм Сен-Готарда вошёл в историю. Русские проявляли сумасшедший напор, такой, который и не снился даже буйным революционным французам. Известный факт, что Суворов всем другим видам боя предпочитал бой рукопашный, и действительно, равного в нём нашим солдатам на ту пору просто не было. Пуля дура, штык молодец! Французы не понимали, какая неведомая сила гонит русских наверх на неприступные склоны, наверх, со зверскими рожами, наверх, со штыками наперевес. Это было выше европейского понимания.
Ну выше, так выше… за один день Сен-Готардский перевал, единственная наша возможность пройти на север, был взят. Но перевал – перевалом… он большой, есть, где побегать. Впереди лежало препятствие более значительное. Там, где реку Рёйс сжимают в тиски неприступные отвесные скалы, испокон веков был небольшой мостик. Слева, справа – не обойти его, невозможно. По большому счёту, вся дорога между Италией и Германией сужалась до этих трёх метров ширины, ширины моста, и находилась эта дорога на двадцатиметровой высоте!
Ущелье – естественная ловушка, которую не миновать. Мост через него – единственная ниточка, позволяющая спастись. Порви эту ниточку, уничтожь мост – и можно расстрелять всю неприятельскую армию с противоположного берега, а тебе почти ничего не будет. Так, собственно, и порешили сделать французы. Кокнем, думают, мост, и пусть этот Suwaroff сидит в своей Италии, а мы сообща навалимся на Римского-Корсакова.
Путь к Чёртовому мосту преграждал горный хребет, лежащий между Андерматтом и рекой Рёйс, через которую мост и был перекинут. Здесь, в хребте, людьми был проделан первый в Альпах тоннель – через него мог пройти лишь один человек с вьюком, шириной он был лишь два метра. Длина – 67 метров. Вариантов больше нет.
Французы заняли этот проём, ныне не сохранившийся, и называемый среди местных Унзерн-Лох, унзернская дыра. В нём была поставлена пушка, стреляющая картечью.
Не представляешь чувства и эмоции мушкетёров из Орла, первыми ворвавшихся в темень этой дыры. Одновременно около трёхсот человек доказывают невозможное и обходят тоннель сверху, по горному хребту. По свидетельствам очевидцев, на солдатские ботинки надевали железные сандалии с шипами.
Предоставим слово самому Суворову, выдержка из реляции Павлу I (своеобразного «отчёта» о кампании):
— Войска Вашего Императорского Величества прошли через тёмную горную пещеру, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооружённый и проименованный Тейфельсбрюкке. Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду… Утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против водопада, низвергавшегося с рёвом и низрывавшего с яростью страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины…»
В скале высечен гигантский памятник русским солдатам, погибшим за Отечество в этом походе. Это лишь подтверждает тот факт, что в русском обществе никогда не забывали великий подвиг своих солдат на чужбине. Памятник установлен в 1899 году, в столетнюю годовщину похода, установлен князем Голицыным на собственные средства.
Унзернская община безвозмездно подарила России 495 квадратных метров своей земли, на которой установлен памятник, с конца XIX века этот небольшой утёс – территория России.
проблема (4)