![Правительство попыталось наладить прозрачное распределение госзаказа. В ответ чиновники перестали тратить эти деньги и оправдываются, что если делать по закону, ничего хорошего не выйдет.]()
В прошлом году администрация музея «Петергоф» готовила традиционный праздник фонтанов и объявила тендер: подряд получит та компания, которая возьмется организовать мероприятие за пять дней. Это означало, что заказ в итоге получит конкретная фирма, с которой давно сотрудничает «Петергоф», — ни один другой организатор праздников так быстро просто не справился бы. Директор «Петергофа» Елена Кальницкая потом так прямо и объяснила: если проводить конкурсы по закону, мероприятия в музее мирового масштаба будут походить на кондовые праздники в московском ЦПКиО.
Госслужащие оправдываются: если делать по закону, ничего хорошего не выйдет. Тем временем система госзакупок превратилась в гигантский коррупционный механизм. Конкурс с неочевидным результатом стал исключением. До 2006 года в госзаказе царил полный мрак: не было ни единых правил закупок, ни системы контроля. Ведомство публиковало коротенькое объявление о конкурсе, и претенденту со стороны еще предстояло каким-то образом добыть у этого ведомства описание работ. Многие сдавались уже на этом этапе, а те, кто доходил до конца, все равно проигрывали. За тем, как тратятся триллионы из бюджета, следили 10–15 человек из Минэкономразвития.
Четыре года назад все параметры госзаказа прописали в одном законе, но коррупция никуда не исчезла. В Национальной ассоциации участников электронной торговли подсчитали, что в прошлом году из отпущенных на госзакупки 4,2 трлн рублей государство потеряло 364 млрд. То есть 9%. Посредники, работающие в этой сфере, называют другие цифры: средний откат составляет 30–40% от суммы заказа. В этом году на госзаказ будет потрачено примерно столько же.
Госзакупки — важная часть правительственной антикризисной программы. «[В кризис] рынок частных заказов умер, и компании бросаются на господряды как стая волков», — говорит партнер «Альфа-консалтинга» Александр Иванов. Сократите госзаказ, и предприятиям станет намного хуже. Эксперты Центра макроэкономического анализа подсчитали: сокращение госзаказа на 1% приводит к спаду производства на 0,1–0,9% (в зависимости от отрасли).
Правительство попыталось решить проблему коррупции. С 2006 года госзаказ размещают в том числе на интернет-аукционах. Эта процедура прозрачнее, но к ней прибегали редко — с заказами стоимостью до 1 млн рублей; и к тому чиновников никто жестко к ней не обязывал. Серьезные сделки шли мимо. И вот с 1 июля для федеральных заказчиков снято ограничение по сумме контракта в 1 млн рублей — можно проводить в интернете любой конкурс. Жестких обязательств у чиновников так и не появилось, но все равно придется объяснить ревизору, почему ведомство действует напрямую, а не в онлайне.