Арктика может стать энергетическим донором XXI века или вызвать «дипломатическую войну» за шельф
отметили
15
человек
в архиве

Энергетические ресурсы Арктики привлекают все более пристальное внимание стран, которые в перспективе рассчитывают с их помощью укрепить свои позиции. Уже сегодня такие государства, как Дания, США, Канада, Норвегия, Россия и даже Исландия, вступили в конкурентную борьбу друг с другом за контроль над арктическими ресурсами, пока еще скрытыми под толщами воды и льда. Энергетические ресурсы Арктики имеют многообещающие перспективы и могут стать, как отмечал президент России, ресурсной базой страны XXI века. Однако на доступ к ним могут повлиять международно-правовые разногласия.
Оценки арктических нефтегазовых запасов различаются весьма сильно, отмечают эксперты «Независимой газеты». Запасы нефти оцениваются в 20-46 млрд. т, а газа в 36-83 трлн. куб. м. При этом на Россию приходится 11-24 млрд. т нефти и 25-57 трлн. куб. м газа.
Международно-правовые разногласия
Прежде чем разработка арктических ресурсов получит зеленый свет, странам необходимо урегулировать спорные вопросы, поскольку основные претенденты на энергоресурсы Арктики имеют хвост серьезных разногласий. Например, речь идет о делимитации Россией и Норвегией 175 тыс. кв. км шельфа Баренцева моря. Еще в 1974 году СССР предложил Норвегии при делимитации морских пространств базироваться на границе «советского полярного сектора», установленного в 1926 году. Однако Норвегия, не имеющая своего арктического сектора, настояла на применении срединной линии, в 1977 году объявила исключительную экономическую зону у своего побережья и рыбоохранную зону шириной в 200 морских миль вокруг Шпицбергена и Медвежьего острова и ввела правила рыболовства. Это противоречило Парижскому договору 1920 года о Шпицбергене, поскольку данный договор не предоставлял Норвегии права на распространение своих суверенных прав и исключительной юрисдикции за пределы Шпицбергенского архипелага. В 1978 году СССР и Норвегия достигли временного соглашения, определив так называемую серую зону, расположенную между линией сектора и срединной линией площадью в 67,5 тыс. кв. км. В этой зоне предусматривалась общая квота вылова рыбы СССР и Норвегией, а также для третьих государств по советским или норвежским лицензиям. В 2007 году Директорат нефти Норвегии закончил картографирование морского дна к северу от Шпицбергена. В итоге Норвегия стала претендовать на акватории, в шесть раз превышающие ее сухопутные владения, считая, что Шпицберген является продолжением норвежского шельфа.
Не лучше история взаимоотношений между СССР и США. Договор 1867 года об уступке – продаже Аляски США, касался лишь сухопутных территорий. В 1920-х годах СССР и США, а также Норвегия, Дания и Канада договорились, что вода и острова в пределах полярного сектора являются частью территории каждого из государств. России достался наиболее крупный сектор. В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, установившая, что границы исключительной экономической зоны проходят на расстоянии 200 миль от берегов. Конвенция определила, что границы этой зоны могут быть расширены, если будет доказано, что шельф простирается за 200-мильную зону. В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву, ослабив свои позиции, достигнутые в 20-х годах прошлого века. Ранее, в 1980-х годах, США в одностороннем порядке обозначили границы 200-мильной зоны, отмеряя их от всех точек побережья. Это было зафиксировано в Соглашении о разграничении экономической зоны и континентального шельфа между Россией и США в Чукотском и Беринговом морях, подписанном министром иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе и госсекретарем США Дж.Бейкером в 1990 году. США ратифицировали это соглашение, а Россия – нет. В результате шельф Берингова и Чукотского морей де-факто делится между Россией и США в пропорции 30 к 70 соответственно. На сегодня итогом этого соглашения для России является ежегодная потеря около 200 млн. долл. только за счет вылова биоресурсов.
Впрочем, разногласия есть не только у России. В 1945 году были усилены притязания американцев на континентальный шельф в заливе Мэн. В 1970 году Канада согласилась на установление разграничительной линии в районе залива Мэн в соответствии с принципами Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. В 1977 году Канада установила 200-мильную рыболовную зону и официально объявила о своих территориальных водах в данном районе. В 1984 году спор по заливу Мэн рассматривался в Международном суде ООН. По решению суда две трети вод залива Мэн отошло к США, треть – к Канаде.
Дания и Канада должны выяснить между собой вопрос относительно крошечного необитаемого острова Ханса, находящегося между Гренландией и Землей Баффина. США и Канада должны урегулировать вопросы, связанные с северо-западным проходом и спором о морской границе в заливе Мэн. Горячей точкой в Арктике является делимитация границ Берингова и Чукотского морей между Россией и США.
Интересы России
Согласно национальной морской политике на арктическом направлении роль Арктики определяется возможностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений.
Канада намеревается выделить 7 млрд. долл. на строительство 8 судов для патрулирования Арктики, построить на северной оконечности острова Баффинова Земля в Арктик-бэй глубоководный порт для захода коммерческих и военных судов, а в местечке Нанисивик у восточного входа в стратегически важный Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан создать военно-морскую базу.
Оценки арктических нефтегазовых запасов различаются весьма сильно, отмечают эксперты «Независимой газеты». Запасы нефти оцениваются в 20-46 млрд. т, а газа в 36-83 трлн. куб. м. При этом на Россию приходится 11-24 млрд. т нефти и 25-57 трлн. куб. м газа.
Международно-правовые разногласия
Прежде чем разработка арктических ресурсов получит зеленый свет, странам необходимо урегулировать спорные вопросы, поскольку основные претенденты на энергоресурсы Арктики имеют хвост серьезных разногласий. Например, речь идет о делимитации Россией и Норвегией 175 тыс. кв. км шельфа Баренцева моря. Еще в 1974 году СССР предложил Норвегии при делимитации морских пространств базироваться на границе «советского полярного сектора», установленного в 1926 году. Однако Норвегия, не имеющая своего арктического сектора, настояла на применении срединной линии, в 1977 году объявила исключительную экономическую зону у своего побережья и рыбоохранную зону шириной в 200 морских миль вокруг Шпицбергена и Медвежьего острова и ввела правила рыболовства. Это противоречило Парижскому договору 1920 года о Шпицбергене, поскольку данный договор не предоставлял Норвегии права на распространение своих суверенных прав и исключительной юрисдикции за пределы Шпицбергенского архипелага. В 1978 году СССР и Норвегия достигли временного соглашения, определив так называемую серую зону, расположенную между линией сектора и срединной линией площадью в 67,5 тыс. кв. км. В этой зоне предусматривалась общая квота вылова рыбы СССР и Норвегией, а также для третьих государств по советским или норвежским лицензиям. В 2007 году Директорат нефти Норвегии закончил картографирование морского дна к северу от Шпицбергена. В итоге Норвегия стала претендовать на акватории, в шесть раз превышающие ее сухопутные владения, считая, что Шпицберген является продолжением норвежского шельфа.
Не лучше история взаимоотношений между СССР и США. Договор 1867 года об уступке – продаже Аляски США, касался лишь сухопутных территорий. В 1920-х годах СССР и США, а также Норвегия, Дания и Канада договорились, что вода и острова в пределах полярного сектора являются частью территории каждого из государств. России достался наиболее крупный сектор. В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, установившая, что границы исключительной экономической зоны проходят на расстоянии 200 миль от берегов. Конвенция определила, что границы этой зоны могут быть расширены, если будет доказано, что шельф простирается за 200-мильную зону. В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву, ослабив свои позиции, достигнутые в 20-х годах прошлого века. Ранее, в 1980-х годах, США в одностороннем порядке обозначили границы 200-мильной зоны, отмеряя их от всех точек побережья. Это было зафиксировано в Соглашении о разграничении экономической зоны и континентального шельфа между Россией и США в Чукотском и Беринговом морях, подписанном министром иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе и госсекретарем США Дж.Бейкером в 1990 году. США ратифицировали это соглашение, а Россия – нет. В результате шельф Берингова и Чукотского морей де-факто делится между Россией и США в пропорции 30 к 70 соответственно. На сегодня итогом этого соглашения для России является ежегодная потеря около 200 млн. долл. только за счет вылова биоресурсов.
Впрочем, разногласия есть не только у России. В 1945 году были усилены притязания американцев на континентальный шельф в заливе Мэн. В 1970 году Канада согласилась на установление разграничительной линии в районе залива Мэн в соответствии с принципами Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. В 1977 году Канада установила 200-мильную рыболовную зону и официально объявила о своих территориальных водах в данном районе. В 1984 году спор по заливу Мэн рассматривался в Международном суде ООН. По решению суда две трети вод залива Мэн отошло к США, треть – к Канаде.
Дания и Канада должны выяснить между собой вопрос относительно крошечного необитаемого острова Ханса, находящегося между Гренландией и Землей Баффина. США и Канада должны урегулировать вопросы, связанные с северо-западным проходом и спором о морской границе в заливе Мэн. Горячей точкой в Арктике является делимитация границ Берингова и Чукотского морей между Россией и США.
Интересы России
Согласно национальной морской политике на арктическом направлении роль Арктики определяется возможностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений.
Канада намеревается выделить 7 млрд. долл. на строительство 8 судов для патрулирования Арктики, построить на северной оконечности острова Баффинова Земля в Арктик-бэй глубоководный порт для захода коммерческих и военных судов, а в местечке Нанисивик у восточного входа в стратегически важный Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан создать военно-морскую базу.
Добавил
latpost 9 Декабря 2008

1 комментарий
Комментарии участников: