Эволюция мнений эпохи глобального кризиса
отметили
5
человек
в архиве
Кризис не затронет IT индустрию; кризис положительно повлияет на российское IT; кризис очистит рынок от слабых конкурентов; сильные – станут ещё сильнее; всё будет не хуже, а может даже лучше, чем до кризиса – в этом направлении ещё месяц назад мыслили многие синоптики экономики Рунета. Прошёл всего месяц, но этого времени оказалось достаточно для пересмотра многих позиций. Я знаю, что «вот только про кризис опять – не надо». Поэтому постараюсь не «про сам кризис», а про эволюцию мнений, которая прокатилась по Рунету за последний месяц.
То, что кризис затронул IT индустрию, похоже, признали все. Мне кажется, сегодняшние точки зрения можно разделить на три вида. Вернее – точки зрения, касающиеся именно сферы IT в моей классификации всего две, третья – про ситуацию в целом. Считаю нужным привести последнюю, так как ситуацию в таких глобальных масштабах пока рассматривают немногие.
Начнём с хорошего. Первый вид мнений можно обозначить как «обнадеживающе-оптимистичный». Я бы ещё прибавила слово «слишком», но тогда получится совсем не объективно (если в этом вопросе вообще можно говорить о какой-либо объективности). Данного вида мнений ещё месяц назад придерживалось большинство (сужу по прочитанным материалам на различных ресурсах). На сегодняшний день сторонников этой точки зрения сильно поубавилось, но она всё ещё достаточно распространена среди оптимистов Рунета.
Основное положение «оптимистов» заключается в следующем – объёмы рынка интернет-рекламы будут расти. Возможно, будет наблюдаться спад (здесь обычно приводят различные проценты по контекстной рекламе и т.д.), но потом обязательно будет подъём. В подтверждение «обязательного подъёма» приводится следующий аргумент: Реклама отвернётся от «традиционных медиа» (радио, телевидение…), потому что дорого и повернётся к Интернету, потому что дёшево и эффективно. В общем – заказов меньше не будет, все будут при работе и ничего особо страшного не случится. А если и будет «туго», то только до апреля (естественно, 2009 года), а потом подъём, рост «объёмов» и благоденствие интернет-маркетинга.
Данной позиции придерживаются директора по стратегическому планированию крупных IT компаний (во всяком случае, публично об этом заявляют, что, впрочем, не мешает им сокращать штат сотрудников), эксперты, публикующие прогнозы роста интернет-рекламы (снизится на 5-10%, но к весне объёмы увеличатся). Также эту точку зрения поддерживают в некоторых (многих) блогах, посвящённых интернет-маркетингу. Там считают, что для предпринимателя – «интернет – свет в окошке», к нему давно стоит «повнимательнее присмотреться», мировой кризис – «шанс перейти к веб-коммерции, которая даёт мощную финансовую отдачу». Я полностью согласна с тем, что интернет – «свет в окошке» для любого предпринимателя. Вот только будет ли у предпринимателя возможность в сложившийся ситуации оплачивать счета за электричество, нагоревшее от включения этого «света»?
Второй вид мнений можно обозначить как «рационально – вынужденно –пессимистичный». Использую слово «рациональный» не в смысле «самый правильный», а в смысле «разумный» именно на данном этапе. У этого мнения всегда были сторонники, но в последнее время их число заметно пополнилось.
Основное положение «рационалистов» заключается в следующем – денег IT компании будут зарабатывать значительно меньше, шанс выжить есть – но не у всех. Большинство приверженцев данной позиции не видят в кризисе ничего хорошего для IT сферы (впрочем, как и для всех других сфер). Есть мнение, что возросшая конкуренция заставит представителей IT индустрии усерднее работать, учиться чему-то новому, повышать качество товаров и услуг. Но данное мнение оспаривается так же часто, как и высказывается, так что в этом вопросе в лагере «рационалистов» наблюдается некий разлад.
«Рационалисты» расходятся и в определении сроков «затяженности кризиса». Обычно говорят о 2-3 годах, когда придётся «затянуть ремни», а потом всё постепенно «войдёт в свою колею». Но есть и более пессимистичные прогнозы – 5-7 лет, если не случится каких-либо форс-мажоров. Практически все «рационалисты» придерживаются мнения, что кризиса избежать было нельзя, равно как и подготовиться к нему. Говорят, что «выживет» примерно половина российских IT компаний (может чуть больше).
«Рационалисты», так же как и «оптимисты», предполагают, что реклама отвернётся от «традиционных медиа». Но их дальнейшие прогнозы не столь радужны. Они не предполагают того «наплыва» рекламы из офлайна в Интернет, о котором грезят «оптимисты» (во всяком случае – в таких объёмах). И здесь, как мне кажется, заключается большая «разумность» их суждений. Да, рекламодатели будут много звонить, писать, интересоваться. Да, они повернуться к интернет-рекламе, увидев в ней своё спасение. Но смогут ли они оплачивать заказы? Кто- то, наверное, сможет, но далеко не все. Некоторая часть «рационалистов» рассуждает о том, что рекламодатель «будет выжидать» падения цен на интернет-рекламу и сопутствующие заказы. Определённости в том, стоит ли в таком случае снижать цены на свои услуги среди «рационалистов» не наблюдается.
Позиции «рационалистов» придерживаются в основном небольшие и средние IT компании, сотрудники, работающие в них и, в большинстве своём, успевшие столкнуться с «кризисом» (его началом) на собственном опыте. Некоторая часть фрилансеров также примкнула к данной точке зрения.
А вот теперь о самом неприятном. Ещё раз повторюсь – эта точка зрения напрямую к IT сфере не относится, но так как она описывает ситуацию в целом ( не только в российском, но и в мировом масштабе) – некоторые выводы для IT из неё сделать можно.
Долго сомневалась как назвать третий вид мнений, остановилась на следующем :«их не слушали, а они оказались правы» или «в такой исход не хочется верить». Основоположником данной теории вполне можно назвать Михаила Хазина. Ещё в 2000 году, этот человек не просто «предсказал», а обосновал неотвратимость нынешнего финансового кризиса. Подробнее об этом и других его взглядах на политику и экономику вы можете прочитать в этом интервью. Я лишь, приведу некоторые положения, которые почерпнула из его рассуждений.
Планету ожидает лет 10 — 12 тяжелой депрессии. В США и Европе, вполне возможно, многие будут жить впроголодь. Машина станет предметом роскоши. На фоне таких неутешительных заявлений судьба IT индустрии тоже выглядит довольно сомнительной. Даже в стандартном « ну уж Интернетом люди будут пользоваться всегда» — начинаешь сомневаться. В России ситуация могла бы быть более оптимистичной. «У нас же дешевое сырье, своя нефть, газ и т. д. Но, к сожалению, идиотская политика наших финансовых властей, не позволявшая отечественным предприятиям получать дешевые кредиты, привела к тому, что у нас производство во многом сдохло», — вот эти высказывания Хазина и к IT индустрии можно напрямую отнести ( с тем учётом, что «сдыхать» особо нечему). Все свои заявления Михаил Хазин аргументирует, я бы не сказала, что он нагоняет «панику». Если честно, верить ему очень не хочется. Но не стоит забывать, что это точка зрения «тех, кого не слушали, а они оказались правы».
Пессимистичным заявлениям Михаила Хазина можно не верить, но прислушаться к совету, который он даёт всё-таки стоит ( и представителям сферы IT, и всем остальным). «Отдайте себе отчет, что плохие времена настали надолго. И живите дальше, исходя из этого понимания».
Свою позицию по данному вопросу могу обозначить так: хочется верить в первую точку зрения; надеяться, что всё будет не хуже, чем предполагают представители второй; и очень хочется ничего не знать о третьей. Я понимаю, что данная «классификация мнений» получилась не слишком точной и объективной, поэтому с удовольствием приму все ваши возражения. Да, здесь «опять про кризис» написано – к этим вашим упрёкам, отнесусь с особым пониманием (самой надоело).
То, что кризис затронул IT индустрию, похоже, признали все. Мне кажется, сегодняшние точки зрения можно разделить на три вида. Вернее – точки зрения, касающиеся именно сферы IT в моей классификации всего две, третья – про ситуацию в целом. Считаю нужным привести последнюю, так как ситуацию в таких глобальных масштабах пока рассматривают немногие.
Начнём с хорошего. Первый вид мнений можно обозначить как «обнадеживающе-оптимистичный». Я бы ещё прибавила слово «слишком», но тогда получится совсем не объективно (если в этом вопросе вообще можно говорить о какой-либо объективности). Данного вида мнений ещё месяц назад придерживалось большинство (сужу по прочитанным материалам на различных ресурсах). На сегодняшний день сторонников этой точки зрения сильно поубавилось, но она всё ещё достаточно распространена среди оптимистов Рунета.
Основное положение «оптимистов» заключается в следующем – объёмы рынка интернет-рекламы будут расти. Возможно, будет наблюдаться спад (здесь обычно приводят различные проценты по контекстной рекламе и т.д.), но потом обязательно будет подъём. В подтверждение «обязательного подъёма» приводится следующий аргумент: Реклама отвернётся от «традиционных медиа» (радио, телевидение…), потому что дорого и повернётся к Интернету, потому что дёшево и эффективно. В общем – заказов меньше не будет, все будут при работе и ничего особо страшного не случится. А если и будет «туго», то только до апреля (естественно, 2009 года), а потом подъём, рост «объёмов» и благоденствие интернет-маркетинга.
Данной позиции придерживаются директора по стратегическому планированию крупных IT компаний (во всяком случае, публично об этом заявляют, что, впрочем, не мешает им сокращать штат сотрудников), эксперты, публикующие прогнозы роста интернет-рекламы (снизится на 5-10%, но к весне объёмы увеличатся). Также эту точку зрения поддерживают в некоторых (многих) блогах, посвящённых интернет-маркетингу. Там считают, что для предпринимателя – «интернет – свет в окошке», к нему давно стоит «повнимательнее присмотреться», мировой кризис – «шанс перейти к веб-коммерции, которая даёт мощную финансовую отдачу». Я полностью согласна с тем, что интернет – «свет в окошке» для любого предпринимателя. Вот только будет ли у предпринимателя возможность в сложившийся ситуации оплачивать счета за электричество, нагоревшее от включения этого «света»?
Второй вид мнений можно обозначить как «рационально – вынужденно –пессимистичный». Использую слово «рациональный» не в смысле «самый правильный», а в смысле «разумный» именно на данном этапе. У этого мнения всегда были сторонники, но в последнее время их число заметно пополнилось.
Основное положение «рационалистов» заключается в следующем – денег IT компании будут зарабатывать значительно меньше, шанс выжить есть – но не у всех. Большинство приверженцев данной позиции не видят в кризисе ничего хорошего для IT сферы (впрочем, как и для всех других сфер). Есть мнение, что возросшая конкуренция заставит представителей IT индустрии усерднее работать, учиться чему-то новому, повышать качество товаров и услуг. Но данное мнение оспаривается так же часто, как и высказывается, так что в этом вопросе в лагере «рационалистов» наблюдается некий разлад.
«Рационалисты» расходятся и в определении сроков «затяженности кризиса». Обычно говорят о 2-3 годах, когда придётся «затянуть ремни», а потом всё постепенно «войдёт в свою колею». Но есть и более пессимистичные прогнозы – 5-7 лет, если не случится каких-либо форс-мажоров. Практически все «рационалисты» придерживаются мнения, что кризиса избежать было нельзя, равно как и подготовиться к нему. Говорят, что «выживет» примерно половина российских IT компаний (может чуть больше).
«Рационалисты», так же как и «оптимисты», предполагают, что реклама отвернётся от «традиционных медиа». Но их дальнейшие прогнозы не столь радужны. Они не предполагают того «наплыва» рекламы из офлайна в Интернет, о котором грезят «оптимисты» (во всяком случае – в таких объёмах). И здесь, как мне кажется, заключается большая «разумность» их суждений. Да, рекламодатели будут много звонить, писать, интересоваться. Да, они повернуться к интернет-рекламе, увидев в ней своё спасение. Но смогут ли они оплачивать заказы? Кто- то, наверное, сможет, но далеко не все. Некоторая часть «рационалистов» рассуждает о том, что рекламодатель «будет выжидать» падения цен на интернет-рекламу и сопутствующие заказы. Определённости в том, стоит ли в таком случае снижать цены на свои услуги среди «рационалистов» не наблюдается.
Позиции «рационалистов» придерживаются в основном небольшие и средние IT компании, сотрудники, работающие в них и, в большинстве своём, успевшие столкнуться с «кризисом» (его началом) на собственном опыте. Некоторая часть фрилансеров также примкнула к данной точке зрения.
А вот теперь о самом неприятном. Ещё раз повторюсь – эта точка зрения напрямую к IT сфере не относится, но так как она описывает ситуацию в целом ( не только в российском, но и в мировом масштабе) – некоторые выводы для IT из неё сделать можно.
Долго сомневалась как назвать третий вид мнений, остановилась на следующем :«их не слушали, а они оказались правы» или «в такой исход не хочется верить». Основоположником данной теории вполне можно назвать Михаила Хазина. Ещё в 2000 году, этот человек не просто «предсказал», а обосновал неотвратимость нынешнего финансового кризиса. Подробнее об этом и других его взглядах на политику и экономику вы можете прочитать в этом интервью. Я лишь, приведу некоторые положения, которые почерпнула из его рассуждений.
Планету ожидает лет 10 — 12 тяжелой депрессии. В США и Европе, вполне возможно, многие будут жить впроголодь. Машина станет предметом роскоши. На фоне таких неутешительных заявлений судьба IT индустрии тоже выглядит довольно сомнительной. Даже в стандартном « ну уж Интернетом люди будут пользоваться всегда» — начинаешь сомневаться. В России ситуация могла бы быть более оптимистичной. «У нас же дешевое сырье, своя нефть, газ и т. д. Но, к сожалению, идиотская политика наших финансовых властей, не позволявшая отечественным предприятиям получать дешевые кредиты, привела к тому, что у нас производство во многом сдохло», — вот эти высказывания Хазина и к IT индустрии можно напрямую отнести ( с тем учётом, что «сдыхать» особо нечему). Все свои заявления Михаил Хазин аргументирует, я бы не сказала, что он нагоняет «панику». Если честно, верить ему очень не хочется. Но не стоит забывать, что это точка зрения «тех, кого не слушали, а они оказались правы».
Пессимистичным заявлениям Михаила Хазина можно не верить, но прислушаться к совету, который он даёт всё-таки стоит ( и представителям сферы IT, и всем остальным). «Отдайте себе отчет, что плохие времена настали надолго. И живите дальше, исходя из этого понимания».
Свою позицию по данному вопросу могу обозначить так: хочется верить в первую точку зрения; надеяться, что всё будет не хуже, чем предполагают представители второй; и очень хочется ничего не знать о третьей. Я понимаю, что данная «классификация мнений» получилась не слишком точной и объективной, поэтому с удовольствием приму все ваши возражения. Да, здесь «опять про кризис» написано – к этим вашим упрёкам, отнесусь с особым пониманием (самой надоело).
Добавил
oleg77 2 Декабря 2008

1 комментарий
проблема (1)
Комментарии участников: