![Российская виртуальная банковская система Интернета прокручивает около 10 миллиардов долларов в год]()
В России создана параллельная банковская система, работающая через Интернет, в которой вращаются сотни миллиардов рублей, сообщил "РГ" председатель банковского подкомитета Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. По сути, это новый вид финансовых пирамид. В отличие от реальных кредитных организаций виртуальные банки не регулируются государственными органами.
"Новые технологии открывают возможности, которые не успевает отразить законодательство, — пояснил Павел Медведев. — Например, сейчас телефонные компании стали оказывать услугу по переводу денег клиентов с одного счета на другой. Эта операция, конечно, очень удобна, но незаконна. Подобные денежные переводы должны осуществлять только банки".
Они, кстати, есть и в Интернете, вот только работают виртуальные банки без лицензии. Таким образом, возникла параллельная денежно-кредитная система, которая не контролируется налоговой службой и не регулируется надзорными органами. "Более того, — продолжает Медведев, — сегодня в Интернете уже появились такие конструкции, которые предлагают любому пользователю самому создать расчетную систему. Технически это вполне реально. То есть банки у нас теперь могут размножаться абсолютно неконтролируемо. Людям предлагают, на первый взгляд, вполне легальные услуги, например денежные переводы. Но проблема в том, что легальны-то они только в реальной банковской системе! Все это, естественно, создает просто фантастические риски для вкладчиков виртуальных псевдобанков".
Как пояснил "РГ" руководитель комитета по платежным системам и организации расчетов Ассоциации российских банков Юрий Мальцев, создание официальной кредитной организации требует капитала в 300 миллионов рублей и занимает не один год. К тому же нарушение "правил игры" на рынке может в одночасье лишить кредитную организацию лицензии, а ее хозяев — всех инвестиций. А создание виртуального банка осуществляется на основе закона о коммерческих организациях и требует всего 10 тысяч рублей и около месяца времени. Ценз выхода на рынок для такой организации практически равен нулю, поэтому ей абсолютно нечего терять, кроме своих будущих доходов. Которые, кстати, в случае чего можно очень быстро перевести в другую такую же вновь созданную коммерческую организацию.
Низкий ценз входа на финансовый рынок и отсутствие всякого контроля за операциями — вот основные потребительские свойства новоявленных "электронных денег". И попытки легализовать их эмиссию и обращение вне официальной банковской сферы уже предпринимаются некоторыми "продвинутыми" бизнесменами. Виртуальная валюта приносит такие сверхдоходы, что для ее легализации привлекается большое число юристов. Все затраты окупятся с лихвой.
Чьими же деньгами подпитывается виртуальная система? В первую очередь это деньги граждан. Они поступают в систему через терминалы электронных платежей или через любую точку, которая принимает деньги населения. Граждане переводят их по реквизитам некой компании, которые они находят в Интернете. И получают возможность пользоваться услугами и даже покупать товары, рассчитываясь "электронной валютой". Кроме того, услугами "электронных финансов" уже вовсю пользуются предприниматели, которые не желают "светить" свои расчеты перед надзорными органами или просто таким образом уходят от налогов. Ну а сам "виртуальный банк" хранит свои деньги на счету какого-нибудь одному ему известного реального банка. Причем для него он просто клиент — такой же, как и все остальные.
По словам Юрия Мальцева, новоявленные "виртуальные банки" делятся на три основные категории. Первые эмитируют средства платежа для оказания расчетных услуг торговцам — это их основной вид деятельности. Вторые оказывают стандартные коммуникационные услуги, например как интернет-провайдеры, и имеют на счетах авансы физических лиц. Они используют эти деньги для оказания финансовых услуг третьим лицам и имеют с этого неплохой доход. Есть еще и третьи, которые якобы оказывают расчетные услуги населению, используя "электронные деньги", карты и прочую электронно-платежную атрибутику и прикрывая тем самым основную деятельность — перевод денег населения в пользу третьих лиц. В итоге, чем "электроннее" становятся деньги, тем меньше в них потребность как в специфической форме расчета. И уже сейчас различия между "электронными" деньгами и электронными расчетами по счетам отличаются лишь степенью поднадзорности операций и самой финансовой деятельности, а также уровнем рисков для населения. По словам Юрия Мальцева, вычислить размеры денежных операций в виртуальной банковской системе практически невозможно. Но, по его предположениям, ее годовой оборот достигает около 10 миллиардов долларов.
проблема (2)