В России растет поколение людей, в жизни которых 12 июня всегда было красным днем календаря. В следующем году это поколение уже пойдет голосовать и получит полное право – по крайней мере, теоретически – участвовать в формировании будущего страны. Но знает ли оно при этом о прошлом этой страны, хотя бы о таком ближайшем, как 12 июня 1991 года? И если знает, то видит ли какой-то осознанный смысл за этой датой?
У педагогов и околопедагогических кругов стало уже общим местом возмущение тем, как ужимаются объемы преподавания истории в современных российских школах. При этом кажется вполне очевидным, что многие важные даты и события проходят мимо юных граждан России. Однако обнародованные буквально на днях результаты опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) опровергают эту устоявшуюся точку зрения.
Как оказалось, 51 процент опрошенных в возрасте от 18 до 35 лет не просто знают об этой важной государственной дате, но даже знают правильное название этого праздника – День России (кстати, до 2002 года название было длинным, громоздким и утомительным – День принятия декларации о государственном суверенитете России). Причем количество таких эрудитов за последние годы только росло.
Что это означает? По большому счету ничего – молодое прагматичное поколение умеет работать с информацией и информационными источниками, потому что это необходимо для карьеры, для общего развития и для выживания в конкурентной борьбе за лучшее место под солнцем. Прагматичность проявляется и в том, что поколение признает силу государственной машины. Отсюда, наверное, и демонстрация уважительного отношения к главному государственному празднику (54 процента опрошенных в возрастной категории 18-35 лет).
Но вот личное восприятие отличается разительно: 60 процентов опрошенных в этой категории россиян видят в этой дате для себя лично не праздник, а дополнительный выходной. Ну, там с пивом и шашлычком за город, с девочкой на променад или с пацанами на тусовку…
И это далеко не случайность. Тот же Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) недавно завершил первый этап исследования социальных ориентировать молодых россиян в возрасте от 16 до 25 лет, проживающих как в столице, так и в самых отдаленных уголках провинции. Выбор этого поколения вполне ожидаем и все так же прагматичен. Среди предложенных социальных ценностей (в количестве аж 33 штуки) первые места заняли такие, как семья, брак, дружба, деньги, любовь, карьера, успех. Свобода в этом списке плетется в самом дальнем хвосте, где-то на последних местах вместе с творчеством и духовностью.
Если свобода выпадает из линейки ценностей, понятно, что праздник обретения этой свободы также мало что значит в смысловом плане. И никакими массовыми и пышными торжествами, организованными сверху, этого осознания не пробудить. Даже если в очередной раз на открытой площадке для тысяч молодых людей споют суперпупермегазвезды, размахивающие российскими триколорами, для большинства зрителей государственный праздник независимости все равно не перестанет быть «просто выходным» с халявным концертом.
Новое поколение объединяют не идеалы, а расчет и удовольствия. Еще больше сумятицы вносят те, кто претендуют на роль идеологических вождей (даже меленьких-меленьки). Так, в прошлом году представители молодежных православных организаций именно государственный праздник День России приурочили к началу решительной борьбы с гей-движениями, призывая молодежь к участию в мрачных истовых молебнах у памятника «Героям Плевны» (традиционном месте сбора представителей столичных сексуальных меньшинств).
Галина СТАВРИЕЦКАЯ,
«Заря молодежи»