Роланд Шаламберизде. Без цели - субстанция правды.

отметил
1
человек
в архиве
Без цели — субстанция правды



«Мне интересно эзотерическое состояние самого себя, посмотреть и осознать себя в необычной обстановке, пространстве новых чувств и действий»

Внутренний мир Роланда Шаламберизде – его чувства, и то, что сопутствует и следует за ними — является исходной точкой и катализатором его творчества. Художник не ставит своей целью изобразить реальность или интерпретировать её, вместо этого он создаёт новую реальность, абсолютно автономную и параллельную уже существующей. Роланд нить за нитью плетёт её из подсознательного, интуитивного, эмоционального субстрата своей индивидуальности, пользуясь терминологией Фрейда, он черпает из своего Ид. Одним из фундаментальных принципов его творчества является попытка избежать традиционного языка символов, и говорить на языке первичном, универсальном. Процесс его творчества, также как и результат, исключает какой-либо первичный замысел. Смысл картины, если он вообще существует, возникает в процессе создания и может быть познан только на уровне восприятия, уподобляющемся сознанию художника в момент творения. Как сказал американский художник Роберт Старк, «я хочу чтобы картина заставляла зрителя использовать свой собственный опыт для того, чтобы познать и почувствовать, то, что он видит. Я хочу, чтобы моя живопись достигла плотности и сложности поэтического языка, или симфонии, существовала в нескольких измерениях, наполненных скрытым смыслом, а не была просто занимательной совокупностью красок, соблазняющей глаз».

Творчество Роланда — это синтез разных стилистических направлений и способов самовыражения. Его стиль скорей всего можно отнести к абстрактному экспрессионизму, хотя попытка подогнать его творчество под рамки привычных терминов не совсем справедлива. Роланд отрицает фигуративную репрезентацию, воплощая в своей манере письма концепцию, истоки которой в онтологическом смысле восходят к кубизму и импрессионизму, у которых изобразительное искусство максимально приближается к своему первоначальному смыслу – а именно «раздроблению» реальных объектов на стереометрические примитивы в двухмерном пространства и нанесению цветовых пятен на поверхность холста.

Амальгама разнообразных художественных стилей обусловлена богатым культурным опытом художника. Роланд родился в Грузии в СССР, где он получил профессиональное художественное и музыкальное образование. До того как художник обосновался в Петербурге в 2003, он прожил несколько лет в Германии, а потом в Америке, в Нью-Йорке – в городе, который по праву может считаться родиной абстрактного экспрессионизма. Такой редкий среди современных русских художников культурный и жизненный опыт, позволил Роланду соотнести свои представления об искусстве с западными традициями. Его стиль уходит корнями к историческому синтезу эмоциональной напряженности и самоотречения немецкого экспрессионизма и антифигуративной идеологии и эстетике европейских школ абстракционизма – футуризма, баухаус и синтетического кубизма. На методологическом уровне очевидно влияние дадаизма, идей творческих групп Fluxus, art brut, arte povera. Большая палитра способов самовыражения, в том числе музыка, поэзия, перформанс, говорит об интермедийности его подхода. Чтобы понять истоки творчества Роланда, нужно быть в курсе теоретических и исторических основ абстрактного экспрессионизма, и тех эстетических, духовных и идеологических императивов, на которых базируется мировоззрение художника.

Ганс Гофман, один из основателей и теоретиков абстрактного экспрессионизма, настаивал на транспозиции от реального опыта в область опыта духовного. Упоминая Сезанна, он говорил о том, что однажды, познав законы природы, и способы передачи этого опыта посредством искусства, художник должен переключиться на свой внутренний мир. Исторически, реализация американскими художниками идей немецких теоретиков искусства, дала рождение абстрактного экспрессионизма и её наиболее выдающихся протагонистов – Марка Тоби, Марка Ротко, Де Кунинга, Клифорда Стила, Барнетта Ньюмана, Джэксона Полока, Ли Краснера, Франца Кляйна.

Шаламберизде практически дублирует эти идеи в своём манифесте: «Описание внутреннего мира через то или иное средство самовыражения в искусстве и доведение их до абсурда есть мой стиль и принцип». В каком-то смысле творческий метод Роланда – это динамичная медитация, перформанс, чаще спонтанный и инстинктивный, чем продуманный. Такой подход как нельзя лучше подтверждает сказанные в 1952 году слова поэта и критика Гарольда Розенберга в своей статье об абстрактном экспрессионизме «холст стал не картиной, а событием». Роланд подтверждает это в своём манифесте «Постоянство – это гибель для художника». Диалектика – это главный мотив его творчества. «Между тем, что я хочу и тем, что я не хочу, есть то, что я ищу».

Так же как дадаизм и абстрактный экспрессионизм, которые возникли как реакция на послевоенный и моральный кризис европейского общества, и разрушили привычные представления об искусстве, так и творчество Роланда несёт в себе ощущение антиэстетики, пренебрежения искусством, движимым рыночными потребностями, в пользу искусства, в центре которого сам художник.

Алан Дзодзиев, искусствовед

Статья на нашем сайте

Неоторые из произведений художника:

Добавил asaart asaart 23 Мая 2008
проблема (1)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать