С конца 2014 – начала 2015 года в России наблюдается существенный рост числа безработных. С декабря прошлого года по февраль нынешнего их общая численность выросла на 400 тысяч человек, достигнув 4,4 млн, или 5,8% от экономически активной части населения.
Количество безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, достигло 1 миллиона человек, что на 2% превышает аналогичный показатель предыдущего года.
Наибольшее сокращение численности занятых произошло в обрабатывающей промышленности (особенно в машиностроении и металлургии), строительстве и сельском хозяйстве.
Ускорение темпов роста безработицы можно было предсказать ещё несколько месяцев назад, когда стало известно, что около половины работодателей приостановили поиск новых кадров, а 57% компаний прибегли к увольнению части сотрудников. Одновременно с этим сокращаются зарплаты в реальном выражении и растёт задолженность по ним. С февраля прошлого года по февраль нынешнего реальный уровень зарплат упал на 9,9%.
По состоянию на 1 марта 2015 года просроченная задолженность по заработной плате выросла по сравнению с 1 февраля 2015 года на 14,7%. Хотя о настоящей панике на рынке труда пока говорить не приходится, тенденция падения занятости населения постепенно приобретает пугающие формы.
Тем не менее, стоит признать, что на фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране рост числа безработных выглядит вполне логично. Было бы странно, если рынок труда демонстрировал положительную или нулевую динамику в то время, как проседают все основные экономические показатели.
Для сравнения: по состоянию на февраль промышленное производство сократилось на 1,6%; оборот розничной торговли – на 7,7%; капиталовложения – на 6,5%; реальные располагаемые денежные доходы – на 0,6%. В IVквартале 2014 года впервые с 2009 года квартальный ВВП продемонстрировал отрицательные темпы роста. На февраль 2015 года годовая инфляция по официальным данным составила 16,7%. Прогнозы отечественных и зарубежных организаций относительно темпов роста российской экономики в 2015 году разнятся, однако в большинстве своём они говорят о падении от 3 до 5,5%.
При этом оправдание социально-экономических неуспехов в России западными санкциями и падением цены на нефть лишь отчасти выглядит обоснованным. Снижение темпов роста российского ВВП наблюдалось уже на протяжении 2011-2013 годов, то есть в период высоких цен на нефть и отсутствия санкций, а падение реальных доходов граждан имело место уже в 2011 году. Причём изменение структуры промышленного производства в пользу секторов с низкой наукоёмкостью и добавленной стоимостью происходило даже во время успешных докризисных лет. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры лишь усугубило тот кризис, который и без того постепенно набирал обороты.
Очевидно, что сложная ситуация на рынке труда образовалась не в отрыве от остальной экономической действительности страны и является прямым следствием несостоятельности текущей экономической модели.
<a href=«
rusrand.ru/analytics/rynok-truda-v-rossii-pug